Перестанут ли российские дистрибуторы ввозить серую электронику
Эффективность хартии белого импорта зависит от взаимопонимания с ФНСТы вкладываешь деньги и другие ресурсы, чтобы доказать, что хочешь работать с вендором всерьез и надолго. Только после этого получаешь товар, стоимость которого уже будет выше отпускной цены. И тут вдруг появляется человек, который привез тот же товар, обойдя налоги, расходы на склад и на персонал. И понятно, что ты оказался в убытках».
Так один из собеседников «Ведомостей» комментирует хартию белого импорта, подписанную в конце прошлой недели крупнейшими российскими дистрибуторами IT, электроники и бытовой техники. Волнение собеседника понятно. Помимо того что серый импорт означал неуплату налогов в бюджет (что беспокоило в основном государство), он еще и затруднял конкуренцию. Дистрибуторы традиционно работают с небольшой маржей и зарабатывают на объемах. Компании, сэкономившие перед входом в розницу, гораздо вольнее обращались с отпускной ценой, чем их полностью легальные конкуренты.
Юридической силы документ не имеет. Посмотрев друг другу в глаза, импортеры честно пообещали друг другу таможенных правил не нарушать, налоги платить, с нарушителями бороться. Но присмотрит за ними Федеральная налоговая служба (ФНС), в конце прошлого года выстроившая детальные схемы серого импорта одного из дистрибуторов. Без ФНС игрокам договориться не удавалось в течение нескольких лет. Конечно, соглашение давало бы больше поводов для оптимизма, будь оно полностью добровольным.
Предложение ФНС (отказаться от которого, возможно, будет непросто) состоит в следующем. «Понимание, что тебе нечего скрывать, что у ФНС нет и не может быть к тебе никаких вопросов, позволяет абсолютно законно спрашивать у контролера, почему кто-то ведет себя недобросовестно», – объяснял «Ведомостям» замначальника службы Даниил Егоров.
ФНС видит налоги, контроль, схемы и проч. не более чем инструментом по выстраиванию новой рыночной парадигмы. Но есть вероятность, что схема могла бы быть прочнее, если бы компании дозрели до нее самостоятельно, лишь в итоге обратившись к регулятору с просьбой вести счет и иногда показывать красные карточки. Ответ на этот вопрос можно будет получить в самом ближайшем будущем, дождавшись реакции на первую серую поставку.
Хотя IT-поставки и пронизывают решительно все секторы экономики, рынок информационных технологий сам по себе невелик. Может быть, расчет ФНС в том, что, взглянув на регуляцию IT-закупок, другие отрасли вскоре сами позвонят арбитру и попросят судить игру?