Внешнеполитический конфликт как основа рейтинга президента

Михаил Дмитриев о спросе на развитие и связи путинских рейтингов с экономической динамикой

Затяжной характер конфликта на Украине и сохранение его в центре общественного внимания уже более полугода обеспечивает поддержку рейтингов президента вблизи исторических максимумов. Это происходит, несмотря на рекордное ухудшение экономических настроений к январю 2015 г. В декабре 2013 г. наше исследование, проведенное по заказу КГИ, отметило заметный рост пессимистических настроений населения, связанных с нарастанием недоверия к власти, неверием в ее способность изменить ситуацию в стране к лучшему. Особенно сильно эта тенденция проявилась в малых и средних депрессивных городах. Мы предположили, что электоральное равновесие, сформировавшееся в 2011–2013 гг., находится на излете и в 2014 г. можно ожидать снижения рейтингов. Но вопреки декабрьским сигналам рейтинги возросли до исторических максимумов: после Олимпиады – до 58%, после присоединения Крыма – до 67%, а к концу года – до 73%. В новом исследовании, проведенном в декабре 2014 г., мы тоже увидели очень высокий уровень поддержки Путина большинством участников фокус-групп (около 80%).

Рейтинги президента вблизи исторических максимумов

Глубинная причина столь сильного роста – фактор защитного патриотизма. В наших фокус-группах (декабрь 2014 г.) большинство респондентов при прямой постановке вопроса высказывали одобрение внешнеполитического курса, проводимого президентом. Этот курс подпитывает чувство патриотизма россиян. Респонденты часто говорили, что теперь США и Евросоюз вынуждены считаться с Россией в отличие от 1990-х гг. В разных фокус-группах часто звучала фраза: «О Россию перестали вытирать ноги».

Последовавшее во второй половине 2014 г. переключение на восприятие внешней политики преимущественно с позиций угроз, а не успехов может оказать понижающее воздействие на рейтинги. В направлении понижения рейтингов начинает действовать и ухудшение экономических настроений под влиянием экономического кризиса (они снизились до уровня, сопоставимого с низшей точкой кризиса 2008–2009 гг.). Дальнейшее изменение электорального рейтинга Путина будет происходить под влиянием совместного действия внешнеполитических и экономических факторов. К началу 2015 г. оба фактора стали утрачивать позитивную направленность. Впервые определяющая роль экономических настроений для динамики рейтингов одобрения президента была эконометрически подтверждена Д. Трейсманом на массиве данных ВЦИОМа и «Левада-центра», охватывавшем полтора десятилетия с начала 1990-х гг. (The Return: Russia’s Journey from Gorbachev to Medvedev). В более поздней работе (Putin’s popularity: why did support for Kremlin plunge, then stabilize?) Трейсман показал, что и в 2010–2011 гг. экономические настроения все равно оставались основной переменной, объяснявшей изменения рейтингов президента. В этот период не было ни одного случая, когда существенное ухудшение экономических настроений не сопровождалось бы значительным падением рейтинга.

Продолжение внешнеполитического конфликта в острой форме может еще некоторое время поддерживать рейтинги на высоком уровне. Ослабление этого фактора поддержки рейтингов может произойти намного быстрее в случае успешного урегулирования украинского конфликта или даже его замораживания. Тогда можно ждать заметного снижения актуальности внешнеполитических приоритетов. В этом случае на фоне продолжающегося экономического кризиса вопросы внешней политики в массовом сознании начнут быстро вытесняться проблемами ухудшения текущего материального положения. Именно так произошло вскоре после российско-грузинского конфликта в августе 2008 г., когда экономический кризис привел к быстрому ухудшению настроений. В случае успешной деэскалации украинского конфликта интерес к международным проблемам начнет ослабевать, внимание населения переключится на экономический кризис.

Цепочка стремительных, подчас неожиданных и внешне хаотических изменений социальных приоритетов, наблюдавшихся после 2010 г., подчиняется вполне определенной внутренней логике. Она берет начало в усилении запроса на человеческое развитие. Толчком к нему послужило ускоренное вхождение страны в общество массового потребления в ходе бурного экономического роста 2000-х гг. и размывание традиционных социальных установок, ориентированных на текущее потребление и минимизацию рисков. Однако новые социальные запросы пробивали себе дорогу медленно и наталкивались на многочисленные препятствия. Они были связаны с ограниченными возможностями для реализации запроса на развитие и с медленной адаптацией институтов к изменению социальных приоритетов. Переход к приоритетам развития остался незавершенным, установки населения оказались в пограничной зоне, где была возможна широкая и быстрая амплитуда их колебаний под влиянием фундаментальных факторов и непредвиденных внешних событий. Так происходят внезапные и резкие изменения погоды в межсезонье.

Переход к модернизированной системе ценностей – длительный и инерционный процесс. Но одна из составляющих модернизированной системы ценностей до 2014 г. продемонстрировала значительный динамизм. Это установка на развитие в противовес установке на текущее потребление и минимизацию рисков. Переключению приоритетов с потребления на развитие способствовал рост потребления после 2010 г. Но это переключение шло непоследовательно. Происходили и возвратные изменения. Переключение фокуса общественного внимания на внешнюю политику в начале 2014 г. произошло отчасти под влиянием запроса на развитие и достижения, который не нашел реализации внутри страны. Вместе с усилением фактора защитного патриотизма оно послужило повышению рейтингов президента до исторических максимумов. Дополнительным фактором поддержания рейтингов на высоком уровне, несмотря на новый экономический кризис, служит усиление значимости идеи о безальтернативности Путина как президента. Растет положительное отношение людей к ситуации, «когда власть в стране многие годы находится в руках одних и тех же людей».

Среднесрочные сценарии эволюции массового сознания будут во многом зависеть от перспектив мирного урегулирования украинского конфликта. Его разрядка ослабит актуальность факторов внешней угрозы и откроет возможности для продолжения экономического роста. Возникнут предпосылки для нового усиления приоритетов развития, которые через некоторое время могут привести к актуализации социальной и политической повестки, сходной с периодом 2011–2012 гг.

Напротив, продолжение вооруженного конфликта на Украине приведет к консервации установок на минимизацию рисков и текущее потребление. Массовое сознание будет поддерживать курс на самоизоляцию страны. Возможности для продолжения экономического роста будут ограничены санкциями и сужением возможностей трансферта передовых технологий из развитых стран. Этот сценарий повышает риск того, что Россия надолго окажется в ловушке среднего уровня развития с низкими темпами экономического роста и социальной стагнацией.-

Полную версию доклада «Между Крымом и кризисом: почему изменились социальные установки россиян» см. на сайте КГИ

Автор – член Комитета гражданских инициатив