GM покидает Россию – побег или перегруппировка сил?
Рано или поздно американская корпорация обязательно возобновит производство в РоссииВчера General Motors (GM) объявила о фактическом уходе из России. Конвейер завода компании в Санкт-Петербурге мощностью 98 000 машин остановится в середине года. Автомобили под брендом Opel перестанут продаваться в России к декабрю, линейка Chevrolet подвергнется серьезному усекновению. Машины сегмента масс-маркет, произведенные в Корее, будут выведены из продажи. В Россию GM продолжит поставлять лишь Cadillac и «настоящие» Chevrolet из Америки – родстеры Corvette, Camaro и большой внедорожник Tahoe. Да, останется и ветеран «GM-АвтоВАЗ», открытый еще в 2002 г. Партнеры до сих пор стригут купоны со старенькой, но по-прежнему популярной Chevrolet Niva.
GM не впервой закрывать заводы и проводить глобальную реструктуризацию продаж. В прошлом десятилетии компания прошла через банкротство, которому предшествовали распродажа активов и закрытие нерентабельных мощностей. А в конце 2013 г. GM объявила о прекращении продаж в Европе автомобилей под брендом Chevrolet. Но вот для России подобные истории в новинку. Иные бренды у нас то появляются, то исчезают. Взять тот же Fiat или китайских производителей. Но производство в России не сворачивал еще никто.
GM мотивирует свой шаг необходимостью выполнять стратегию. Она, между прочим, предусматривает увеличение операционной маржи к началу 2020-х гг. до солидных 9–10% по сравнению с 4,2% в 2014 г. и вывод в плюс уже в следующем году хронически убыточного европейского подразделения, к которому «приписана» и Россия. Между тем продажи автомобилей у нас валятся третий год подряд. Некоторые эксперты допускают, что в этом году рынок может обвалиться наполовину. GM среди автомобильных альянсов занимает 3-е место по продажам, а Россия входит в десятку крупнейших рынков для американской компании.
Но что с того? Питерский завод GM с момента запуска в 2008 г. ни разу не показывал прибыль. В прошлом году, по оценке «Auto-Dealer – СПб», он был загружен только на треть. Экспортировать автомобили из России еще никто толком не научился. А девальвация рубля вынуждает игроков рынка участвовать в изнурительных ценовых войнах, чтобы не допустить обвального снижения продаж. Вот и получается, что Россия сейчас для GM как камень на шее утопленника.
Для России уход глобального игрока, да еще и первопроходца в нашей стране, – очень неприятная история. Еще 10 лет назад автоконцерны стояли в очереди, чтобы получить право строить здесь заводы. Государство старается, как может. Но выделяемые миллиарды на поддержку отрасли все равно что детская брызгалка в руках пожарного. Они помогут только слегка смягчить падение, но не переломить тенденцию. Поэтому допускаю, что и у некоторых других автопроизводителей через какое-то время не выдержат нервы. Уверен, что решение будет приниматься исходя не только из текущих реалий и рыночных прогнозов, но и из общего мнения о том, скатится Россия в пучину или все же выплывет. Я предпочитаю быть оптимистом. Рано или поздно падение прекратится. И все, кто сбежал с нашего корабля, обязательно на него вернутся. Ибо нельзя не присутствовать на одном из крупнейших рынков Европы.