От редакции: Умный госконтроль как система управления рисками
Неожиданное появление сотрудников контрольно-надзорных органов в офисах компаний, неясные процедуры их работы - одна из причин нестабильности отечественной бизнес-среды и угроза для жизни множества малых и средних предприятий. Очень важная задача - изменить принцип деятельности контролеров, мотивировать проверочную деятельность минимизацией рисков для потребителей и окружающей среды (а не бюрократической необходимостью и взиманием статусной ренты, как сейчас). Как проверки влияют на бизнес и как можно реформировать госконтроль - описали специалисты из НИУ ВШЭ под руководством Андрея Жулина в докладе «Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в РФ».
Совершенно пустяковая проверка может привести к серьезному ущербу и закрытию бизнеса. Росприроднадзор оштрафовал на 150 000 руб. ателье по ремонту одежды в Костромской области с ежемесячной выручкой 40 000 руб. Причина - отсутствие учета хлопковой пыли. Ветеринарную клинику в Подмосковье наказали на 700 000 руб. за неучтенные биоотходы в объеме... 300 граммов. Ущерб экономики от проверок варьируется от 1,5% ВВП (оценка ВШЭ) до 7,5% («Опора России»). Наказывая бизнес, госконтроль не защищает потребителей от потенциально опасных продуктов и товаров. Среди оснований для проверок до сих пор 3000 неопубликованных нормативных документов, изданных до 1991 г.
ВШЭ предлагает перейти к новой системе контроля и надзора. Их интенсивность следует варьировать в зависимости от риска причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу и безопасности хозяйствующих субъектов. Бензоколонку нужно проверять чаще, чем парикмахерскую. Все проверки, за исключением вызванных чрезвычайными обстоятельствами (выброс ядовитых веществ или отравление посетителей кафе), должны заноситься в публичный реестр. Процедура, регламент проверок должны быть упорядочены, прозрачны и известны проверяемым. Компании с хорошей историей могут получать «проверочные каникулы», как в ФНС. Она уже несколько лет пытается применять подобный подход, оценивая налогоплательщиков с точки зрения риска неуплаты ими налогов. Необходим и дифференцированный подход к наказаниям: за первое малозначительное нарушение суровых наказаний быть не должно, говорил «Ведомостям» на днях министр Михаил Абызов.
Предложенные меры не превратят Россию в рай для бизнеса. Компании и госорганы не равны перед судом и законом, не защищены от «наезда» со стороны силовиков. Тем не менее даже в нынешней ситуации система госконтроля может быть существенно улучшена и сделана менее обременительной для бизнеса и более полезной для тех, кого чиновники должны защитить от его ошибок.