Сергей Белоусов: Россия может создать новые IT-платформы
Сейчас идет активное обсуждение закона об импортозамещении в IT (особенно в части программного обеспечения), о том, как он повлияет на экономику, отрасль и ее компании на горизонте 1-5 лет. Наверное, думать о том, чем заменить Windows и SAP, действительно полезно. Но, мне кажется, гораздо важнее иметь средне- и долгосрочную стратегию - на 10-20 лет.
Сегодня в мировой отрасли IT присутствует два типа монополий. Первый - страновая монополия: практически все IT-платформы разрабатываются сейчас на территории США. Там создаются, хранятся, собираются все исходные коды и необходимые системы сборки и тестирования, оттуда распространяются по всему миру все продукты и апдейты. Это не оптимальная ситуация, сложно представить себе другую столь же важную область человеческой деятельности, в которой дела обстоят так же. Второй тип монополизма - корпоративный. Все платформенные технологии принадлежат или контролируются несколькими огромными корпорациями. Сейчас, по сути, есть только три мобильные операционные системы - Windows Phone, Android и iOS - и два производителя систем управления базами данных - Microsoft и Oracle. Похожая ситуация и в других направлениях IT.
Получается, вся глобальная IT-индустрия находится под контролем одного государства и нескольких корпораций. Конкуренция была бы полезна и производителям, и клиентам, и властям. Лет 25 назад Boeing, практически поборов всех конкурентов, расслабился, и у него сильно ухудшилось качество продукции - пока не появился Airbus, который привел его в тонус. В результате мы получили двух высококлассных производителей, к которым вскоре добавилось много небольших, а также огромный рынок безопасных и популярных воздушных перевозок, требующих все больше новых самолетов.
В IT постоянно идет борьба прошлого, настоящего и будущего. Во всех существующих платформах велика доля legacy - технического наследия, которое не особенно нужно в настоящем и точно будет мешать в будущем. Мобильные девайсы создавались, когда сеть была медленной и ненадежной, а облака маленькими. Их ОС были написаны исходя из того, что у них есть собственная файловая система. А сегодня перспективнее привязывать данные и приложения к пользователю, а не к девайсу и хранить в облаке. Серверные ОС писали в условиях, когда памяти было мало, сервер работал сам по себе, а процессорных ядер в каждом из них было одно или максимум 2-4, сеть между ними была очень медленной. Сегодня объем оперативной памяти практически не ограничен (в сравнении с размером серверной операционной системы) и процессоров в одном сервере может быть много сотен. И главное, для одного приложения сейчас работает много тысяч, а то и десятков тысяч серверов, соединенных сверхбыстрыми сетями.
Еще один пример. Раньше программисты писали на низкоуровневых языках типа C/C++ и были вынуждены самостоятельно контролировать эффективность использования очень ограниченных компьютерных ресурсов. Сейчас они программируют как минимум на языках уровня Java или Python и работают преимущественно на бесконечно масштабируемом облаке. Но все операционные системы тащат за собой огромное количество библиотек для поддержания старых моделей программирования. А масштабируемость реляционных баз данных прошлого вроде Oracle не соответствует объемам данных, с которыми теперь приходится сталкиваться приложениям. Поэтому в будущем современные платформы всех типов заменят новые, без этого устаревшего legacy.
Вот в каком контексте нужно смотреть на инициативу с импортозамещением. Идеально было бы с нуля сделать новую конкурентоспособную группу платформ. От этого в конечном итоге будет хорошо всем. Вот несколько примеров платформ нового поколения, которые можно (и нужно) создать: клиентские ОС для мобильных девайсов и десктопов; ОС для дата-центров (серверная, network и storage); база данных; система коммуникации (мессенджер, телефон, почта, календарь, книга адресов и др.); ОС для роботов.
Для создания каждой из подобных платформ нужна согласованная работа команд из многих сотен и тысяч продвинутых инженеров с научно-инженерной экспертизой и культурой, которая создается десятки и сотни лет. В России она есть. Она позволила создать свои - бывшие лучшими в мире - космическую программу во главе с Сергеем Королевым и ядерную программу во главе с Игорем Курчатовым. Значит, мы можем попробовать создать в России все или некоторые из этих платформ. Подтверждения подобной экспертизы и культуры непосредственно в IT тоже есть: без всякой специальной поддержки были созданы зачатки клиентской ОС и браузер (Yandex), многие части ОС для дата-центров (Acronis и Parallels), системы коммуникаций (Communigate Pro, Mail.Ru, Yandex).
Исторически было два пути создания новых IT-платформ и экосистем вокруг них. Первый - так создавались IT изначально - делать платформу с нуля, а на ее базе запускать отдельные приложения. Большинство старых и популярных сегодня платформ (Mac OS, Windows, Linux, Oracle и др.) написаны именно так. Это дорогостоящий, рискованный, длинный и долго окупаемый путь создания платформ. Позволить себе такие расходы могли только огромные корпорации - IBM, Google, Microsoft, Cisco, Intel, HP, Apple, а найти под такую задачу венчурное финансирование почти невозможно.
Второй, более современный способ создания IT-платформ - написать одно сверхнужное и популярное приложение, массово коммерциализировать его и на эти деньги постепенно строить внутри/вокруг него платформу. Почти все новейшие платформы построены именно так. В 1998 г. Google начал развивать поиск, он стал успешным продуктом, и на эти деньги компания постепенно сделала другие приложения и платформу. Сейчас у Google есть все перечисленные куски системы: ОС для мобильных девайсов Android, офисное приложение Google Docs, разрабатывается операционная система для роботов. Amazon сделал ОС для дата-центров AWS, а SalesForce (Force.com) - платформу для написания бизнес-приложений. Похожим путем может двигаться и Facebook, превращаясь в платформу для коммуникаций.
Создание новых платформ - одна их самых интересных и амбициозных задач для инженерных команд. Это уникальная ситуация: всего в мире не больше пары десятков серьезных платформ. Это настоящий, серьезный вызов. Речь не о том, чтобы переписать Windows или Linux со всеми их устаревшими legacy - это было бы глупо, скучно и неинтересно. Айтишники в России могли бы получить шанс написать платформы, которые будут конкурировать с лучшими через многие десятки лет.
Для решения такой задачи необходимы не только деньги и время, но и научно-техническая (не только инженерная) экспертиза, специальные люди (тоже есть в стране) и стимулирование спроса. Россия - одно из двух мест на планете, где достаточно потенциала, знаний и возможностей для решения этой задачи. Даже Китай пока на это не способен, но с учетом того, что он начал работу 15-25 лет назад, еще через столько же необходимый потенциал будет накоплен.
IT глобальны, выключить или замкнуть их в рамках одного государства невозможно. В США в создании новых IT-платформ участвуют не только американские граждане, но и талантливые люди со всего мира (включая россиян). Необходимо, чтобы новая система была конкурентоспособной глобально и интересной для внедрения всем остальным странам.
Написание платформы не только вопрос национальной безопасности и независимости. Это большая, интересная, достойная и амбициозная задача для профессионалов высочайшего уровня. Она помогла бы оставить в стране многих талантливых, креативных специалистов: ученых, инженеров, менеджеров, предпринимателей. И это огромный стимул для фундаментальной науки и IT-индустрии. Российские профессионалы заслужили такой шанс и смогут правильно его реализовать, создав конкурентоспособные платформы мирового уровня.