От редакции: Социология восторга и свободы в осажденной крепости
Несмотря на экономический кризис, россияне переживают психологический подъем. Они с небывалым воодушевлением гордятся страной, чувствуют себя, как никогда, свободными и способными влиять на жизнь государства, свидетельствует новый опрос «Левада-центра». 86% респондентов гордятся, что живут в России (год назад - 70%). Более высокий уровень гордости за постсоветские годы был отмечен только однажды - в 2007 г. Самой Россией гордятся 69%, это абсолютный рекорд (год назад - 53%). Еще один: 69% опрошенных чувствуют себя свободными людьми (год назад - 52%), а 22% считают, что оказывают влияние на политическую и экономическую жизнь страны (год назад - 17%; не удается оказать влияние 67%).
На фоне ажиотажного спроса на гречку небывалая уверенность в способности влиять на экономику может показаться странной. Внутренней свободе респондентов не мешают усугубляющийся экономический кризис, ослабление демократических механизмов и «беспрецедентное в новейшей истории страны наступление на гражданское общество» (оценка Human Rights Watch).
За небывалым приливом гордости может стоять самоощущение осажденной крепости. Как показало это же исследование, 30% респондентов считают, что за границей Россию стали больше бояться, а 24% - что ненавидеть. Внешнеполитический ажиотаж улучшил не только оценку качества работы региональных и местных властей, но и даже августовские оценки качества образования и здравоохранения, которыми россияне традиционно недовольны (данные «Левада-центра»). На фоне противостояния с внешним врагом негативная оценка даже проблемных сфер становится недопустимой! Конфликт с внешним миром способствует идеализации своей страны, а стремление гордиться ею вытесняет любой негатив. «Россия лучше большинства других стран» - сейчас так считают 64%, а два года назад было 48%. Доля респондентов, одобряющих высказывание «люди должны поддерживать свою страну, даже если она не права», почти не выросла - наверное, потому, что респонденты не считают свою страну неправой.
Эффект гордости известен благодаря опросам населения непризнанных государств, живущих в атмосфере противостояния с окружающим миром. Как показал Джон О'Лафлин (Университет Колорадо), жители квазигосударств (Абхазия и Приднестровье), существующие в условиях патриотической мобилизации, искренне считают свою жизнь более благополучной, чем их соседи (Грузия и Молдавия), и увереннее поддерживают своих лидеров. В ситуации осажденной крепости опросы постепенно перестают быть «социологией реальности», все больше становясь «социологией идеала». Но чем сильнее разрыв между тем и другим, тем болезненнее окажется неизбежная встреча с реальностью.