Олег Сальманов: Почему Apple стоит дороже всех российских акций
Очередной рекорд капитализации Apple - $670 млрд. Самая дорогая компания мира стоит сейчас на 36% дороже акций всех российских компаний, торгующихся на Московской бирже. Суммарная капитализация российского рынка акций на прошлой неделе поставила очередной антирекорд - $493 млрд. Так дешево российские акции ценились только в мае кризисного 2009 года. Впервые Apple обошла российский рынок по капитализации на один день в середине августа. Тогда президент Владимир Путин собрал в Крыму парламентариев и рынок испугался вероятного обострения конфликта с Украиной. А окончательно пути разошлись в сентябре: Apple представила новый iPhone, в России посадили под домашний арест владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова.
Несколько лет назад успех Apple считался в России примером для подражания. Предыдущий президент вдохновлялся ее продуктами, которые получал в том числе в дар от основателя Apple Стива Джобса, и мечтал, что «Сколково» станет второй Кремниевой долиной. После смерти Джобса на одной из башен «Москва-сити» долго висел баннер с его фотографией и цитатой. А теперь в Петербурге сносят памятник Джобсу. Руководитель компании, поставившей в его память iPhone, заявил, что инициаторы купились на легенду о гениальном программисте, но не подозревали, что история успеха Apple была «ширмой для спецоперации АНБ США» (цитата по bfm.ru). Еще одна причина демонтажа - глава компании Тим Кук назвал себя геем, а пропагандировать гомосексуализм среди несовершеннолетних запрещено.
Apple вряд ли может быть примером в условиях российской экономики, которая так и не впитала западное понимание совместных инвестиций. Joint stock переводится на русский как «акционерный», игнорируя заложенную в нем «совместность». В России немного компаний, образовавшихся и развивавшихся как совместная инвестиция нескольких акционеров, изначально нацеленных на получение акционерной прибыли. Большинство наших голубых фишек - куски советских предприятий. Многие из них при формально западной корпоративной модели управления в основе своей остаются по духу советской организацией, предназначенной для освоения выделенного бюджета.
Теперь, во время фактической деприватизации экономики, многие владельцы активов ощущают себя не собственниками их, а пользователями. Доля и влияние госсектора в экономике стали подавляющими, а угрозу отъема работающего актива одним из «сравнительно честных способов» впору прописывать в отчетности в разделе страновых рисков. Сегодня не так важно уметь максимизировать прибыль, как грамотно управлять убытками. Управлять госкомпанией, ее денежными потоками оказалось выгоднее, чем владеть ею: на смену олигархам пришли государственные топ-менеджеры. Прибыль (а значит, дивиденды и цена акций) в такой ситуации для них далеко не главное. Не для того им доверили этот пост и не по этим критериям оценивают.
Поэтому, даже если котировки российских акций пойдут вверх и мы вновь увидим приток спекулятивного капитала, рост цены акций скорее всего не будет иметь никакого отношения к успешности этих компаний в том смысле, в каком сегодня успешна Apple.