Типажи отцов, способствующих развитию управленческих талантов сыновей

Многие успешные руководители говорят, что обязаны своим лидерством отцу

Недавно во время рабочей встречи моего клиента – руководителя компании – с коллегами я услышала, как один из менеджеров вдруг сказал: «Это сложный вопрос. Я сейчас позвоню папе – может быть, он посоветует, как нам лучше действовать». И позвонил. И отец ему что-то действительно посоветовал. Я была изумлена и самим фактом обращения, и тем, насколько открыто это было сделано.

Многие руководители время от времени упоминают о важной роли отца в их достижениях. Именно отец, считают они, определил их лидерский стиль. Однако другая часть руководителей – и не менее многочисленная – являются антиподами отцовского образа. Они делают прямо противоположное тому, что в данной ситуации сделал бы их отец.

Я выделила четыре отцовских типажа, которые способствуют развитию управленческих талантов сыновей – или тормозят его.

Отец-король: он повелевает, наставляет и управляет. В его руках находится семейная власть. Он кормит семью, принимает решения, определяет стиль жизни домашних, охотно занимается воспитанием детей, берет на себя ответственность за семейные дела. Именно такой типаж отца описывают большинство сегодня успешных менеджеров. С одной стороны, дети таких отцов нередко сами превращаются в королей. Пройдя путь от порой нелегкого выхода из-под могущественной родительской власти, они в дальнейшем обретают собственный мощный ресурс и создают свое «королевство» – свой бизнес, компанию, свое направление деятельности. Они амбициозны, уверенны в себе, дисциплинированны, довольно доминантны, но при этом великодушны и щедры. Они знают, как принимать решения, как действовать, как управлять. С другой стороны, дети королей не всегда становятся королями. Часто их удел – быть хорошими подданными. Повзрослев, они так и остаются исполнительными, лояльными и не рвущимися к власти людьми. Они умеют с детства смирять свои эмоции, подчиняться указаниям сверху. Они не очень решительны и смелы. Они привыкли, что над ними всегда есть «точка финальной ответственности». Вторые лица компании, заместители, представители среднего менеджмента – это часто надежные подданные, дети короля.

Отец-принц: он сосредоточен на собственных интересах и проблемах, непредсказуем в своих поступках и воспитательных мерах, эгоцентричен, не очень зрел – и как родитель, да и как личность в целом. Принц бывает капризным, инфантильным, безответственным и непредусмотрительным. Вот зарисовка из прошлого одного высокопоставленного государственного служащего. «Когда мне было лет 12–13, отец загорелся идеей поехать на велосипедах по русскому Северу. Ни он, ни я прежде не отличались любовью к велосипедной езде. Но отец очень вдохновился. Он ничего не продумал, не подготовился, как надо. У нас не было тренировок, не было плана поездки, не было договоренностей о ночлеге. А маршрут оказался совершенно не приспособлен для любителей. Две недели мы оба страшно мучились: тащили на себе велосипеды, голодали, мерзли, болели. К тому же помню, что он постоянно меня в чем-то обвинял. Он никогда не был ни опорой, ни примером мне». Сыновья принцев быстро взрослеют, рано становятся самостоятельными, учатся полагаться всегда на собственные силы, а порой даже начинают опекать своего нерадивого родителя. Из них часто вырастают мудрые, ответственные, терпеливые руководители, привыкшие рассчитывать на себя, всегда смотреть вперед, активно действовать, думать о ресурсах и быть готовыми к любым поворотам судьбы.

Отец-воин: он воюет, приказывает, диктует. Он ждет безропотного подчинения. Он постоянно задает строгие правила и тщательно контролирует их исполнение. Все время отчитывает, критикует, ругает и никогда не хвалит. Ему трудно угодить. По моим наблюдениям, у успешных людей такой отцовский типаж встречается заметно реже, чем предыдущие. Ребенок отца-воина с детства привыкает беспрекословно повиноваться родителю и боится проявить самостоятельность. В лучшем случае такие дети – прирожденные солдаты: выносливые, покорные приказу, закаленные жизнью во фронтовой зоне. В худшем – несчастные и подавленные люди. В редких случаях дети вырываются из-под суровой отцовской власти, озлобившись, но не сломавшись. Они научаются противопоставлять отцовскому диктату собственную силу и непреклонный характер. А в дальнейшем они сами превращаются в безжалостных воинов. В российских компаниях я неоднократно встречала таких людей на высоких позициях – жестоких, директивных, бессердечных. Однако этот типаж отца все-таки не способствует будущему процветанию сына, а, наоборот, гарантирует ребенку серьезные трудности впоследствии.

Отец-слуга: он во всем потакает и уступает сыну. Слуга не столько помогает, сколько сам все делает за ребенка. Ведь главная цель – оградить сына от любых сложностей, чтобы он ни о чем не беспокоился и ни в чем не нуждался. Часто слуги сами пережили трудное, нищее детство и делают все, чтобы их дети были довольны жизнью. Но дети вырастают эгоистичными, несамостоятельными и привередливыми, с завышенной самооценкой, но со средними способностями. Порой они действительно выбиваются в начальники, но только при наличии лояльного, исполнительного окружения. Требовать и командовать они умеют: приучены с детства.

Эта классификация включает лишь распространенные типажи отцов, сыновья которых сделали неплохую карьеру. Отцов не выбирают. Но крайне полезно подумать о своей роли в жизни собственного ребенка: создаем ли мы условия для его будущего процветания или неосознанно ставим барьеры и как наши воспитательные меры отзовутся в перспективе.

Автор – партнер «Экопси консалтинга»