Крупнейшие розничные сети поставили рекорд по сокращению торговых площадей
В 2016 году закрывались как небольшие региональные сети, так и магазины лидеров рынкаСокращение торговых площадей среди крупнейших продовольственных ритейлеров за 2016 г. стало сильнейшим с 2008 г., свидетельствует исследование «Infoline-аналитики», с которым ознакомились «Ведомости». Эксперты анализируют динамику торговых площадей 150 крупнейших розничных компаний в стране – их общая торговая площадь на начало 2017 г. достигла 2,23 млн кв. м. После рекорда 2015 г. рост площадей в прошлом году замедлился: их наращивали лишь 73 компании, увеличившие торговые площади на 2,69 млн кв. м.
Зато сокращение площадей продовольственных магазинов в 2016 г. стало рекордным за последние пять лет – 461 000 кв. м, подсчитала «Infoline-аналитика».
Такую динамику в основном обеспечили региональные сети, следует из данных «Infoline-аналитики». Закрылись 75 800 кв. м признанного банкротом сибирского ритейлера «Система чибис». Еще примерно по 28 000 кв. м обеспечили работавший в Тульской и Московской областях «Лакмин» и закрывшиеся в Хабаровском крае, Санкт-Петербурге и Еврейской автономной области магазины ритейлера «Димарт» (Super Good и «Мой мир»), по данным аналитиков.
Другие ритейлеры сокращали свою сеть магазинов. Здесь лидирует «Седьмой континент»: по данным Infoline, он за прошлый год закрыл восемь гипермаркетов и 10 супермаркетов (включая проданные группе «Дикси» девять точек в Калининградской области); его торговые площади сократились на 68 400 кв. м.
Конкуренция за прошлый год выросла при продолжающемся снижении покупательной способности населения, согласен председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую сеть «Семья»).
За год прекратили существование некоторые участники союза, в который, по его собственным данным, входит более 70 торговых сетей из 57 регионов, говорит Пономарев. Но добавились и новые участники, сказал он: «Наиболее технологичные и востребованные компании продолжают развиваться. Сейчас у региональных сетей нет цели экстенсивного развития, компании сосредоточены на повышении эффективности, улучшении логистики, условий закупок и т. д.».
Основной бенефициар такой ситуации – X5 Retail Group, следует из данных Infoline. За год она увеличила площади на 968 600 кв. м, а долю в приросте торговой площади 150 крупнейших сетей – сразу на 12,1 процентного пункта до 36,1%. Доля «Магнита» в открывшихся за прошлый год торговых площадях, по данным аналитиков, сократилась с 26 до 24,4% по итогам 2016 г. На долю двух крупнейших игроков пришлось 60,5% прироста торговых площадей.
«Мы удовлетворены темпами открытий в 2016 г. и хотим их сохранить на 2017 г.», – говорит представитель X5. В 2016 г. группа поставила цель увеличить бизнес в 2 раза в ближайшие 3–4 года, т. е. достичь 15% рынка к концу 2020 г., напоминает представитель ритейлера (см. график).
Основные направления роста сети X5 на текущий год, по его словам, – это Урал, Сибирь, Юг, Поволжье «при сохранении и увеличении уровня присутствия в традиционных центральных и северо-западных регионах». Небольшие региональные сети в этом году продолжают отказываться от розничного бизнеса в пользу сдачи своих площадей в аренду, отмечает собеседник «Ведомостей»: «Тенденции роста цен на аренду качественных помещений мы не наблюдаем».