ЦБ скуки не боится

Заседание совета директоров ЦБ 28 октября не принесло сюрпризов. Регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 10%. И повторил прежнее заявление, что она останется неизменной до конца 2016 г. – с возможностью снижения в I–II квартале 2017 г.
«Те же риски, та же риторика, те же обещания... Тот случай, когда «скучно» – это хорошо», – считает Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала»: предсказуемость и последовательность укрепят доверие к ЦБ. Похоже, ЦБ все больше обеспокоен сохранением веры в достижимость его цели: он предпринял усилия, чтобы убедить правительство использовать свою цель по инфляции в качестве прогнозного индикатора на 2017–2019 гг., отмечает Наталия Орлова из Альфа-банка. Если инфляция в прогнозе правительства отличается от цели ЦБ, это действительно подрывает доверие к политике инфляционного таргетирования, согласна она. Но кабинет министров убедить легче, чем рынки: консенсус-прогноз 40 экономистов предсказывает инфляцию в 5,5% к концу 2017 г., отмечает Орлова.
Никто и не сомневался, что ЦБ сохранит ставку, указывает Уильям Джексон из Capital Economics: «Председатель [ЦБ] Эльвира Набиуллина заявляла, что никаких изменений до конца года не будет. Мы и 37 других аналитиков, опрошенных Bloomberg, предсказали результаты [заседания 28 октября] правильно».
В сентябре ЦБ впервые сделал заявление о будущей траектории ставки. Как объяснил сам регулятор, он хотел скорректировать ожидания рынка: консенсус предполагал более быстрое снижение ключевой ставки при более медленном снижении инфляции. Заявление привело к некоторому выравниванию прогнозов по инфляции и по ставке, выяснили аналитики «ВТБ капитала»: теперь рынок ожидает, что инфляция будет снижаться быстрее, а ставка – медленнее. Ожидания по инфляции в 2017 г. после сентябрьского «заявления о намерениях» ЦБ снизились с 5,39 до 5,01%, по ставке на конец 2017 г. выросли с 7,8 до 8%, проанализировали эксперты «ВТБ капитала». Но инфляционные ожидания все еще превышают цель ЦБ – 4% к концу 2017 г., констатирует регулятор.
Сила слова
По прогнозу ЦБ, через 12 месяцев, в октябре 2017 г., инфляция снизится до 4,5% и затем до целевых 4% к концу 2017 г. Однако риски недостижения цели остаются, говорится в пресс-релизе ЦБ, основные причины – инерция инфляционных ожиданий, а также возможное ослабление стимулов населения к сбережению и рост зарплат, не подкрепленный ростом производительности труда. Уже традиционно в числе рисков ЦБ упомянул сохраняющуюся неопределенность бюджетной политики: законодательные решения по конкретным мерам консолидации бюджета на среднесрочный период не приняты, в том числе по индексации зарплат и социальных выплат.
Сохранение ставки в 10% при прогнозе инфляции с лагом в год в 4,5% означает, что реальная процентная ставка – 5,5%, на этом уровне она остается с июня 2016 г., посчитал Александр Исаков из «ВТБ капитала». Ранее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что для поддержания устойчиво низкой инфляции реальная ставка будет находиться в пределах 2,5–3%, но может быть и выше этого уровня, пока инфляция не опустится до целевых 4%. «Так как инфляционные ожидания сейчас гораздо выше и нам предстоит путь достижения 4%, такой разрыв [между номинальными ставками и инфляцией] может оставаться больше и будет постепенно снижаться до 3%», – пояснила Набиуллина.
Отсутствие изменений в политике ЦБ и сюрпризов по итогам заседания означает, что нет оснований ожидать какой-либо реакции рублевого рынка или рынка ОФЗ, заключает Дмитрий Полевой из ING. Дальнейшее замедление инфляции позволит ЦБ снизить ставку в феврале 2017 г. на 0,25 п. п., полагает он. Такой же прогноз у Исакова. Однако, не исключает он, если к декабрьскому, последнему в этом году, заседанию инфляционные ожидания не сместятся в сторону цели ЦБ, то регулятор может и продлить свой мораторий на снижение ключевой ставки до конца первого полугодия 2017 г. Учитывая озабоченность ЦБ высокими инфляционными ожиданиями и поддержанием положительных реальных процентных ставок, цикл смягчения денежно-кредитной политики будет постепенным, но зато длительным, полагает Джексон.
