Доходы бюджета в 2019 году снизятся до 20-летнего минимума
Если не подорожает нефть, денег не хватит для финансирования всех обязательствДоходы федерального бюджета в отношении к ВВП продолжат сокращаться все три ближайших года и в 2019 г. снизятся до 20-летнего минимума – 13,3% ВВП, следует из проектировок бюджета 2017–2019 гг. Меньше было только в 1999 г. (12,8% ВВП).
Нефтегазовые доходы продолжат сокращаться и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП, следует из прогноза структуры доходов бюджета («Ведомостям» удалось с ним ознакомиться). Ненефтегазовые увеличиваются в номинальном выражении, но темп их роста также отстает от темпа номинального ВВП (см. таблицу и график).
Доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, за предыдущие 10 лет составляла в среднем 20% ВВП; в ближайшие три года она снизится почти на треть до 13,7% ВВП из-за сокращающихся нефтегазовых доходов. Если в 2006 г. они приносили бюджету более 10% ВВП доходов, то в 2016 г. будет менее 6%, а в 2018–2019 гг. – менее 5%. Ненефтегазовые же доходы не компенсируют это падение.
Расчеты на 2017–2019 гг. сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза Минэкономразвития, в котором цена нефти остается на уровне $40/барр. все три ближайших года. Исходя именно из $40, правительство будет формировать бюджет на 2017–2019 гг., заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Это разумно, считает помощник президента Андрей Белоусов. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что бюджет-2017 будет основан на цене нефти в $40/, потому что к его формированию надо подходить консервативно.
Доходы бюджета-2016, по расчетам Минфина, будут на 1,2 трлн руб. меньше, чем планировалось законом о бюджете, который исходил из $50/барр.: новая оценка – $41/барр. В сравнении с 2015 г. доходов в 2016 г. окажется меньше на 8%, а с учетом среднегодовой инфляции (7,1%, оценка Минэкономразвития) их спад в реальном выражении превысит 15%. Расти доходы начнут только в 2018 г., ожидает Минфин, но медленнее среднегодовой инфляции, в итоге в реальном выражении они сокращаются почти на четверть (на 23,6%) к уровню 2015 г.
Расходы за тот же период сократятся в реальном выражении почти на 20% – при условии, что их уровень (15,78 трлн руб. в год) будет заморожен на все три года, как предполагает правительство, и что расходы 2016 г. будут также сокращены до этого уровня. Без сокращения расходов дефицит 2016 г. превышает 4% ВВП, тогда как Минфин намерен уложиться в 3,3%. Но и при замораживании номинальных расходов на следующую трехлетку требуется либо сократить их на 3,5 трлн руб., либо на эту же сумму увеличить доходы, иначе задуманного Минфином последовательного снижения дефицита не получается (см. график). Предложенные Минфином варианты увеличения доходов за счет повышения налогов с 2018 г. кабинет министров пока отвергает.
Резерв бюджета
Консервативность планирования оставляет бюджету возможность получить в реальности более высокие доходы. Министр Улюкаев считает крайне маловероятным, что нефть останется на текущем уровне ($41–42/барр.) в течение трех следующих лет: более реалистичный прогноз – $50 в 2017 г. и $55 в 2018–2019 гг. Оценка основана на консенсус-прогнозе энергетических и финансовых аналитиков, сказал министр, она легла в основу еще одного прогнозного сценария министерства – «базовый плюс». У Минэкономразвития была идея именно этот сценарий предложить как основу бюджета, чтобы избежать более жесткой консолидации, рассказывали ранее «Ведомостям» федеральные чиновники.
По расчетам Минфина, повышение цены нефти на каждый $1 с уровня $40/барр. принесет бюджету дополнительно от 87 млрд руб., если вместе с ростом цены нефти будет укрепляться рубль, до 144 млрд руб., если курс рубля меняться не будет. Требуемый масштаб консолидации в 2017 г. – 710 млрд руб. (из 3,5 трлн за три года), и, таким образом, «лишние» $10/барр. в 2017 г. могут полностью решить этот вопрос. Были идеи заложить выше цену нефти и другой курс рубля, но пока отказались, сказал федеральный чиновник: «Договорились, что в бюджет ляжет $40 на трехлетку».
Доходы 2016 г. уточнены из-за изменения цены нефти и курса, однако 10%-ное недоведение лимитов позволит выйти на дефицит чуть более 3,2%, говорит чиновник. Планируемое сокращение лимитов в 2016 г. стало причиной ухудшения прогноза по спаду экономики с минус 0,2% до минус 0,5–0,6%, рассказал Улюкаев: «Это эффект пресловутой бюджетной консолидации». Весной, прогнозируя спад по итогам года на 0,2%, Минэкономразвития предполагало, что объявленное недоведение лимитов бюджетных назначений будет все-таки восстановлено, но сейчас шансы на это близки к нулю, признал Улюкаев: «И мы учли это и как выпадающий спрос, и как выпадающие инвестиции».
Даже замораживание номинальных расходов может стоить экономике 0,5 процентного пункта роста в год, посчитала директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Но бюджет лучше планировать консервативно, а в случае дополнительных доходов стоит их направить на ускоренное сокращение дефицита, считает она: «Нужно решать проблему долгосрочной несбалансированности бюджета. Рецессия и стагнация вызваны не бюджетной политикой, хотя реальное сокращение расходов и оказывает угнетающее влияние на экономику». Для ускорения роста нужно не общий уровень расходов повышать, а менять их структуру – заменять непроизводительные расходы на производительные – и проводить реформы, продолжает Акиндинова. При таких низких доходах, на уровне 13% ВВП, бюджет не сможет профинансировать расходы, необходимые для выполнения государством своих функций, заключает она, повышение налогов становится неизбежным.
Сначала надо исчерпать резерв улучшения администрирования, надеется федеральный чиновник, а потом уже думать, что дальше. По оценкам Минфина, администрирование принесет дополнительно 50–70 млрд руб. в год; в сумме менее 5% требуемой консолидации (3,5 трлн руб.). Нужно выбирать: или повышать доходы, или сокращать расходы, сокращение – наименьшее зло и резервы для этого велики, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.