Второй срок Михаила Слободина
С учетом нового контракта Слободина его руководство «Вымпелкомом» может оказаться самым длительным за последние годы. С октября 2003 по апрель 2009 г. компанией руководил Александр Изосимов. А с 2009 г. в «Вымпелкоме» сменилось пять директоров. Кадровые перестановки происходили на фоне ухудшения его рыночных позиций: в 2010 г. оператор уступил «Мегафону» второе место по количеству российских абонентов и выручке.
Совет директоров «Вымпелкома» решил продлить контракт гендиректора оператора Михаила Слободина на три года. Это «Ведомостям» сообщил собеседник в операторе и подтвердил сам менеджер. Собеседник «Ведомостей» в компании объясняет, что решение принималось акционерами материнской компании оператора Vimpelcom Ltd. и ее гендиректором Жан-Ивом Шарлье, решение ПАО «Вымпелком» появится чуть позже. Представитель оператора отказался от комментариев.
В «Вымпелком» Слободин пришел в сентябре 2013 г., не имея опыта работы в отрасли связи. Он был исполнительным вице-президентом в ТНК-ВР, которая долгое время была аффилирована с «Альфа-групп» Михаила Фридмана. А до этого менеджер более 10 лет проработал в электроэнергетике: с 2003 по 2010 г. Слободин руководил холдингом «Комплексные энергетические системы» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга).
До рекорда далеко
Основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин возглавлял компанию девять лет – со дня ее создания в 1992 г. до 2001 г., когда он продал свою долю в операторе «Альфе».
Слободин возглавил «Вымпелком» в период очередного кризиса, сопровождавшегося падением качества связи, оттоком абонентов, а затем и потерями в выручке. В IV квартале 2013 г. операционные доходы «Вымпелкома» снизились год к году, впервые за историю всей большой тройки операторов. На конец III квартала 2013 г. «Вымпелком» обслуживал в России 58,1 млн абонентов – почти на 2 млн больше, чем годом ранее, но за следующие шесть месяцев компания потеряла более 3 млн абонентов. Акционеры и штаб-квартира Vimpelcom Ltd. ставили перед Слободиным цель сделать российский «Вымпелком» клиентоориентированной компанией и «вернуть ей содержательное лидерство на рынке», рассказывал топ-менеджер.
Развитие российского бизнеса Vimpelcom Ltd. соответствует общей стратегии компании с ее клиентоориентированностью и цифровизацией операторского бизнеса, что топ-менеджмент и акционеров, очевидно, устраивает, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Если акционеры готовы продлить контракт с менеджером, значит, у них есть основания, предполагает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Операционные результаты последних лет у «Вымпелкома» нельзя назвать блестящими, но нужно учитывать, что все это время оператор был в положении догоняющего по отношению к конкурентам, замечают оба аналитика.
До 2016 г. отставание «Вымпелкома» от других операторов «большой тройки» по показателям российской мобильной выручки и EBITDA только росло. По итогам 2015 г. услуги мобильной связи в России принесли оператору на 74,2 млрд руб. меньше, чем МТС, и на 43,3 млрд руб. меньше, чем «Мегафону». В конце 2013 г., в котором Слободин возглавил компанию, разрыв составлял соответственно 43,5 млрд и 26,7 млрд руб. Показатели EBITDA «Вымпелкома» по итогам 2013 г. были меньше, чем у МТС и «Мегафона», на 36,3 млрд и 11 млрд руб. соответственно, а в 2015 г. отставание «Вымпелкома» составило уже 56 млрд руб. – от МТС и 23,1 млрд руб. – от «Мегафона».
По мнению Белова, затрудняет это преследование непростая ситуация на рынке в целом: растущая конкуренция, отсутствие значимых драйверов для роста и общее экономическое положение. Акционеры и руководители материнской компании понимают, что в этих условиях ожидать от менеджмента каких-то чудесных результатов было бы неправильно, предполагает он.
Успешность своего разворота к клиенту «Вымпелком» при Слободине измеряет в показателе лояльности клиентов (NPS). Он рассчитывается как разница между теми, кто рекомендует подключиться к оператору, и теми, кто этого делать не советует. В IV квартале 2013 г. компания поставила исторический антирекорд этого баланса и разрыв с конкурентами был просто катастрофическим, говорил Слободин «Ведомостям». Оператор сообщал, что меньше чем через три года, во II квартале 2016 г., он догнал конкурентов по этому показателю, напоминает Либин. По его мнению, выход на сопоставимый с конкурентами уровень качества услуг дает надежду, что следом могут выравняться и финансовые показатели.
Предпосылки к этому уже есть: во II квартале доля «Вымпелкома» в совокупных доходах операторов от мобильных услуг выросла, пусть и незначительно. По подсчетам Либина, показатель увеличился на 0,2 п. п. до 25,1% от общей выручки, показатели МТС и «Мегафона» сократились на 0,2 и 0,5 п. п. соответственно. Если «Вымпелком» пока и не отыгрывает назад долю рынка, то, по крайней мере, он перестал ее терять, что уже неплохо, соглашается Белов. При этом за время руководства Слободина оператору удалось прекратить и сокращение доли в абонентской базе. По данным AC&M-Consulting, к концу I квартала текущего года «Вымпелком» обслуживал 23% российских абонентов. Это на 1 п. п. больше, чем в IV квартале 2013 г.