Сын генпрокурора Игорь Чайка займется экспортом алкоголя в Китай
Самые востребованные напитки в этой стране – пиво и водкаКомпания First Russian Cross-Border International Trading ltd (FRC) получила лицензию на торговлю алкоголем в Китае, говорится на сайте управления по продажам спиртных напитков Шанхая. Компания зарегистрирована в Шанхае в марте 2016 г., у нее четыре акционера: Игорь Чайка, Анна Барышева, Артем Семенов и Олег Дмитриенко, указано в реестре муниципального управления промышленности и торговли Шанхая. Им же принадлежат доли в российском ООО «Русский экспорт»: 41% у Чайки, по 24,5% у Барышевой и Семенова, 10% у Дмитриенко (является гендиректором компании).
FRC и «Русский экспорт» – взаимосвязанные компании: первая отвечает за операции в Китае, вторая – в России, объяснил «Ведомостям» представитель «Русского экспорта», подтвердив наличие планов экспортировать алкоголь. Лицензия выдана на три года – до 19 июля 2019 г., следует из информации управления по продажам спиртных напитков Шанхая.
Компания изучала китайский рынок и пришла к выводу, что российский алкоголь популярен в Китае, особенно пиво и водка, говорит Дмитриенко. Насколько большими могут быть поставки, он прогнозировать не стал.
«Русский экспорт» уже поставляет в Китай продукты питания, рассказывал Чайка на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. На сайте компании сообщается, что она предоставляет услуги поставщикам продовольствия – занимается транспортировкой, таможенным оформлением, сертификацией, продажей и проч. По состоянию на июнь компания успела отправить в Китай восемь контейнеров с российской продукцией, заявлял Чайка. Пока «Русский экспорт» отправляет в Китай пробные партии продуктов – в основном кондитерские изделия и бакалею, уточнил «Ведомостям» Дмитриенко. Компания работает более чем с 30 компаниями, в числе которых «Хлебпром», «Озерский сувенир», производитель воды «Рычал-су» и др., говорится на ее сайте. Ассортимент постоянно расширяется: сейчас это более 100 товарных позиций, к концу года должно быть не менее 500, а к 2018 г. – не менее 2000.
У «Русского экспорта» есть офисы в Москве и Шанхае, а также склады – в Подмосковье, Шанхае и Ханчжоу. С 19 июня работает электронная торговая площадка, уточнял Дмитриенко. По его словам, компания договорилась поставлять российские продукты в три крупные торговые сети Китая: Lotus Supermarket (82 гипермаркета), RT-MART (335), Weifang Group (622) и нескольким онлайн-ритейлерам.
Чайка – младший сын генпрокурора России Юрия Чайки. В мае 2013 г. он создал компанию «Аква солид», год спустя созданная ею фирма «Т-индустрия» выиграла конкурс РЖД на покупку за 3 млрд руб. 50% минус 2 акции крупнейшего в России производителя шпал – «Бетэлтранс». В 2012–2013 гг. это предприятие выиграло конкурсы РЖД на поставки монополии до 2017 г. продукции на 269 млрд руб. В 2014–2015 гг. Чайка работал на общественных началах советником губернатора Московской области. Также у него есть компания «Агро-регион», которая к 2017 г. планирует построить комплекс по выращиванию шампиньонов за 2,5 млрд руб.
Вместе с политиком Олегом Митволем Чайка собирался построить в Иране станцию опреснения воды, писал недавно «Коммерсантъ».
Директор по продажам «Рычал-су» Артур Азуманов подтвердил, что вода производителя прошла сертификацию в Китае; компания отправила с «Русским экспортом» пробную партию и готова начать более крупные поставки. Спрос на российскую продукцию в Китае вырос благодаря девальвации рубля, объясняет он.
Гендиректор водочной компании «Синергия» Александр Мечетин еще в 2014 г. говорил «Ведомостям», что экспорт в Китай – перспективное дело. В 2015 г. «Синергия» заключила контракты с новыми партнерами по ряду перспективных направлений, в их числе и Китай, говорится в отчете компании. У «Балтики» экспорт вырос в первой половине 2016 г. на 9% год к году, в том числе за счет продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе и роста продаж в Китае, сообщила компания в среду.
Россия не является крупным экспортером алкоголя в Китай и вряд ли когда-нибудь им станет, говорит гендиректор Центра исследований регионального и федерального рынков алкоголя Вадим Дробиз. В 2015 г., по его данным, Россия отправила на экспорт 100 млн л пива и 45 млн л водки – в страны СНГ, США, европейские государства и др. На Китай пришлось не более 2%. Китайцы потребляют не менее 5 млрд л крепкого алкоголя в год, продолжает Дробиз, но 99% – местная продукция; то же самое и с пивом. Поэтому экспорт алкоголя в Китай требует неоправданно больших инвестиций в продвижение.
Китай – крайне сложный рынок для экспорта и на нем трудно закрепиться, согласен топ-менеджер крупного российского производителя алкоголя. Местные дистрибуторы много требуют за маркетинг, работать с ними невыгодно, нужно иметь какой-то «суперэксклюзивный продукт», чтобы на этом рынке задержаться.