Правительство ищет борца с коррупцией при регистрации недвижимости
Нового руководителя Росреестра выбирают между сотрудниками Минобороны и МинэкономразвитияДолжность руководителя Росреестра освободилась после того, как президент затеял масштабные кадровые перестановки и Игорь Васильев стал и. о. губернатора Кировской области.
Среди возможных кандидатов на его место – замминистра экономического развития Игорь Рева и руководитель департамента имущественных отношений Минобороны Дмитрий Куракин. Об этом рассказывают три федеральных чиновника.
Реве предлагали, но его назначение маловероятно, скептичен высокопоставленный чиновник. Эта кандидатура не нравится первому вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову – последний не хочет, чтобы влияние Минэкономразвития на Росреестр усиливалось, знает федеральный чиновник. На Куракина более серьезные ставки, по информации двух чиновников.
По словам человека, близкого к руководству Минобороны, приказа о таком решении в ведомстве еще нет, но уже вовсю ходят разговоры о том, что Куракин возглавит Росреестр, а его место займет его заместитель – сын вице-премьера Дмитрия Рогозина Алексей. О такой конфигурации знает и другой федеральный чиновник.
Представитель Минобороны не ответил на запрос «Ведомостей». Минэкономразвития информацией о кандидатуре пока не располагает, дата назначения неизвестна. Представитель Шувалова отказался от комментариев. Связаться с представителем Росреестра не удалось.
Где велись расследования
По данным Росреестра, велись расследования в отношении сотрудников управлений службы по Забайкальскому краю, Астраханской, Иркутской, Московской областям. А также в отношении сотрудников отделов управлений службы по многим регионам.
Вокруг Росреестра велись активные споры. А с начала года пошли разговоры о скорой отставке Васильева, рассказывали два федеральных чиновника. В прошлом году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко просила Минэкономразвития усилить контроль за деятельностью Росреестра: «За регистрацию каждой квартиры при купле-продаже вымогают деньги, в разных регионах от $50 до $150». В феврале Шувалов удивлялся, почему «так стремятся в Росреестр»: «Это надо исследовать серьезно, в том числе с привлечением правоохранительных органов».
Против сотрудников многих территориальных управлений велись уголовные расследования (см. врез), многие из них работали еще задолго до назначения Васильева в 2014 г. Росреестр исторически «хлебное место», высоки риски коррупции, говорит федеральный чиновник.
Росреестр подчинен Минэкономразвития, курирует его замминистра Павел Королев. Руководителей территориальных органов утверждает министр Алексей Улюкаев. Руководитель Росреестра только может участвовать в отборе, но сам Васильев практически не принимал участия в этом, рассказывали четыре федеральных чиновника и подтверждал высокопоставленный чиновник Росреестра.
Шувалов видел выход в автоматизации процесса: он призывал «построить систему, как это делал Мишустин [руководитель ФНС и глава Роснедвижимости в 2004–2006 гг.], или каким-то другим способом, но надо отрубить сотрудников Росреестра от общения с людьми», перевести общение на электронный протокол. В прошлом обсуждалась даже идея передать кадастр ФНС, вспоминают два федеральных чиновника.
Ключевая задача нового руководителя – следить за кадастровой оценкой на местах, перейти на новую процедуру регистрации (с 2017 г. вступает в силу закон о создании Единого реестра недвижимости), которая позволит одновременно подать заявление на кадастровый учет и зарегистрировать права, перечисляет чиновник финансово-экономического блока. В конце июля Росреестр сообщил, что Единый реестр недвижимости и прав на нее создан на 92%. Единая база – очень важный фактор очищения службы от коррупции, замечает юрист крупной компании.
Объединение разных информационных баз приводит к сбоям – не всегда данные достоверны, возникают несовпадения, говорит юрист «Пепеляев групп» Алексей Коневский, а заявители пытаются быстрее решить проблемы, в том числе через взятки. Не сказать, что коррупции много, но ее сложно устранить и она сильно зависит от человеческого фактора, замечает партнер GBLP Виталий Можаровский и рассказывает такую историю: его клиент добился ареста недвижимости должника, выиграл судебные процессы, но выяснилось, что регистратор тем временем зарегистрировал переход права собственности. Это огромные риски для бизнеса, заключает он.
Росреестр развивал онлайн-доступ к данным, но бумажная выписка может отличаться от электронной, жалуется Можаровский. Еще одна проблема – информацию об ограничении участка (зоны памятников культуры, охранно-санитарные и водоохранные) приходится получать в других органах. Нужно, чтобы документы на регистрацию можно было подать в любом регионе, а не только по месту нахождения объекта, продолжает Можаровский.
Росреестр за последнее время сделал прорыв, ошибок и нарушений стало меньше, защищает службу гендиректор концерна «Крост» Алексей Добашин. У Куракина получится продолжить эту работу и устранить проблемы, уверен Добашин, – с ним он взаимодействовал, еще когда Куракин вместе с Сергеем Шойгу работал в Московской области (был вице-губернатором). «Деловой, молодой, знающий свое дело, жесткий», – описывает его Добашин.
Новому руководителю предстоит решать и политические вопросы. ФСБ подготовила законопроект, предлагающий засекретить данные о владельцах недвижимости в реестре прав на недвижимое имущество и в кадастре недвижимости, а также о владельцах водного и воздушного транспорта. Правительство заморозило проект до избрания нового созыва Госдумы. В Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального эту инициативу объясняли желанием пресечь антикоррупционные расследования.