Дмитрий Каменщик вернется в «Домодедово»
Топ-менеджеры двух компаний авиатранспортной отрасли говорят, что сейчас купить «Домодедово» хотел бы владелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко в партнерстве с «Роснефтью» (см. также врез). Об интересе Троценко знает человек, близкий к «Домодедово», он же говорит, что формальных предложений Каменщику о продаже не поступало.
В пятницу, 1 июля, президиум Мосгорсуда удовлетворил кассационное представление заместителя генпрокурора Владимира Малиновского и отменил решение Басманного суда о продлении домашнего ареста Дмитрию Каменщику. Под домашним арестом осталась бывший менеджер «Домодедово» Светлана Тришина, два действующих менеджера, Вячеслав Некрасов и Андрей Данилов, также освобождены.
Эти четыре человека обвиняются по ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса – выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, до 10 лет лишения свободы. Следственный комитет (СКР) считает, что новая процедура досмотра в аэропорту, введенная по указанию обвиняемых в 2010 г., сделала его более уязвимым и террорист 24 января 2011 г. смог проникнуть на аэровокзал и подорваться: погибло 37 человек, 172 были ранены. Обвиняемые вины не признают.
Каменщик прямо в пятницу вышел на работу, субботу он также провел в «Домодедово», говорит пиар-директор аэропорта Анатолий Ходоровский.
Малиновский четырежды направлял председателю СКР Александру Бастрыкину требование закрыть дело, а СКР находил формальные аргументы, чтобы продолжать расследование, говорит человек, близкий к Генпрокуратуре.
Больше никогда
4,8 миллиарда долларов такую цену давали в 2013 г. за «Домодедово» «Роснефть» и Троценко. Был абсолютный пик отрасли, сейчас таких цен никто не даст, говорит человек, близкий к Каменщику. «Роснефть» и Троценко должны были выдать аванс в $100 млн, но не заплатили и переговоры прекратили. Продавать аэропорт отказался именно Каменщик, утверждают два топ-менеджера авиатранспортной отрасли, поводом послужило формальное нарушение со стороны покупателей, знает один из них
«Налицо противостояние надзора и следствия, раунд выиграла Генпрокуратура, главный вопрос – чем закончится расследование», – сказал партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. По его мнению, маловероятно при такой позиции Генпрокуратуры, что дело дойдет до суда, – ведь именно прокурор должен утвердить обвинительное заключение.
«Дело не закончено. Дмитрий Каменщик и его коллеги пока остаются обвиняемыми. В ближайшие дни следствие оформит им подписку о невыезде. Защита видит все основания для прекращения дела. Срок следствия истекает 28 июля 2016 г.», – сообщил адвокат Каменщика Михаил Колпаков.
Одна из целей этого дела – давление (на Каменщика. – «Ведомости»), рассказывал человек, близкий к «Домодедово»: в феврале, сразу после задержания Каменщика, следствие добивалось его ареста и содержания под стражей. «Теперь давление ослабло, но не исчезло, Каменщик несет [за Тришину, оставшуюся под домашним арестом] моральную ответственность», – говорит Панич.
«Следствие может обжаловать решение Мосгорсуда в Верховный суд, но это очень маловероятно: нужны новые обстоятельства, новые доказательства, что свободу Каменщика нужно ограничить», – полагает партнер юридической фирмы «Лосев и партнеры» Вячеслав Лосев: скорее всего, теперь дело будет спущено на тормозах.
«Домодедово» уже защитило от ареста недвижимость – следствие хотело обеспечить интересы потерпевших, к Каменщику было подано свыше 60 гражданских исков более чем на 1 млрд руб., а аэропорт создал благотворительный фонд «Авиационный», через который помощь более чем на 91 млн руб. уже оказана 122 пострадавшим, еще шесть заявлений на рассмотрении, сказал представитель «Домодедово». «Направлены уведомления об отказе от всех исков, – говорит адвокат потерпевших Игорь Трунов. – Но процесс небыстрый, нужно личное присутствие у следователя, осталось оформить отказ примерно от половины исков».
Каменщик аэропорт не продаст, уверен один из топ-менеджеров авиатранспортной отрасли, уголовное дело закончится ничем, без последствий для Каменщика.
Пресс-служба «Роснефти» и Троценко не ответили. В середине июня Троценко говорил RNS: «[«Домодедово»] по-прежнему интересный актив. Но возвращаться [к переговорам] не надо <...> Многие будут считать, что мы пользуемся непростой для Каменщика ситуацией <...> Если все закончится благополучно, чего мы им искренне желаем, тогда <...> начнем разговаривать, если ему это будет интересно».
1 июля направлено пятое требование Бастрыкину прекратить уголовное дело Каменщика и менеджеров «Домодедово», на сей раз – от имени генпрокурора (подписано требование не Юрием Чайкой, а и. о. генпрокурора Александром Гуцаном). Копия требования есть у «Ведомостей», подлинность подтвердил сотрудник Генпрокуратуры. «Это повышает вероятность, что в конце июля дело будет закрыто», – говорит человек, близкий к «Домодедово».