Не выход для России

Итоги британского референ­дума за выход из ЕС не окажут серьезного влияния на российскую экономику/ Е.Разумный / Ведомости

Цены на сырье должны слабеть, так как инвесторы ринулись в доллар и золото, однако исторически времена неопределенности вовсе не означают низких цен на нефть, рассуждают аналитики ING. Британский референдум привел к снижению цены нефти, как и многих других активов, но вряд ли стоимость барреля Brent упадет ниже $45, считают аналитики «Сбербанк CIB». Аналитики Газпромбанка ожидают волну распродаж рублевых бумаг, но она будет короткой, полагают они, а плавающий курс смягчит шок. Бегство инвесторов в доллар из евро и фунта стерлингов приведет к сокращению российских золотовалютных резервов (ЗВР), в них на долю евро приходится 43%, а фунта – 11%, указывает «Сбербанк CIB». В худшем случае ЗВР за счет курсовой переоценки сократятся на $15 млрд, подсчитали они, хотя частично потери будут компенсированы ростом цены золота – еще один помимо доллара традиционный актив, в который устремляются капиталы в периоды финансовых шоков.

Итоги британского референ­дума за выход из ЕС не окажут серьезного влияния на российскую экономику, уверены чиновники и эксперты. Россия может даже выиграть, если, оправившись от первого шока, инвесторы, удрученные проблемами Европы, обратятся к активам развивающихся рынков.

Падение цены нефти, ослабление рубля, рост волатильности на финансовых рынках – такие негативные последствия британского референдума для России перечислил министр финансов Антон Силуанов. Однако все это, причем в гораздо большем масштабе, Россия уже проходила, напомнил он. Благодаря прививке в виде нескольких последовательных шоков в 2014–2015 гг. и начале 2016 г. влияние выхода Британии из ЕС на российскую экономику будет ограниченным. Но этот новый «черный лебедь» – еще один аргумент, чтобы быть готовыми к негативной ситуации, т. е. при планировании исходить из консервативных предпосылок, заключил Силуанов.

Оснований для пересмотра экономического прогноза, равно как и прогноза цены нефти для бюджета в $40 за баррель на 2017–2019 гг., нет, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев: шоковая реакция на сырьевых и валютных рынках пройдет через несколько дней. Эта реакция была ожидаема и не несет прямых рисков для России, вторит ЦБ. «У нас свои проблемы, более чувствительные», – написал председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в своем твиттере.

Слабость экономики России и ограниченный доступ к мировым финансовым рынкам послужат защитой от последствий британского референдума. Финансовый канал распространения внешнего шока для России фактически перекрыт санкциями – приток капитала остановился, за исключением частичного рефинансирования внешнего долга, напоминают аналитики «Сбербанк CIB»: это негативно влияет на рост экономики, но и повышает ее устойчивость к глобальной волатильности. Влияние британского референдума через торговый канал ограниченно: доля Великобритании в российском экспорте и импорте – 2,7 и 1,9%.

Самый важный – и почти единственный – канал распространения внешнего шока на Россию – цена нефти, падение которой ведет к обесценению рубля, росту дефицита бюджета и ускорению инфляции. Но влияние цены нефти на курс и инфляцию снизилось после предыдущих шоков из-за сокращения доли импорта в потреблении, пишет «Сбербанк CIB», а ВВП стал более устойчив к колебаниям цены нефти: экономика не реагирует ни на ее спад, ни на ее рост. Квартальный ВВП с сезонной очисткой практически неизменен со II квартала 2015 г., тогда как цена нефти колебалась от $68 за баррель в мае 2015 г. до $28 в январе 2016 г.; к июню она снова выросла на 80%. На инфляции британский референдум вряд ли сильно отразится, разве что ЦБ снова возьмет паузу в снижении ставок из-за возросшей волатильности, предвидят аналитики «Сбербанк CIB».

Великобритания – пятая экономика мира и самая быстрорастущая среди стран «семерки». Ее выход из ЕС (он займет не менее двух лет) повлияет на экономический рост как ЕС, так и мировой экономики – выход из ЕС заведет экономику Великобритании в рецессию в 2017 г., пророчит МВФ. У России будут потери из-за ослабления мировой экономики, отмечает Чарли Робертсон из «Ренессанс капитала», но Россия имеет уникальную историю восстановления после ужасных 2014–2015 годов, оптимистичен он. Спад российского ВВП за январь – май – 1,1%, подсчитал главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, но уже во второй половине 2016 г. возобновится рост.

Россия может даже выиграть от выхода Британии из ЕС, рассуждают эксперты. Неурядицы и конфликты на европейском финансовом рынке могут вернуть интерес к бумагам развивающихся рынков – и России в том числе, считает Клепач. На фоне негатива, который затронет развивающуюся часть Европы, Россия выглядит лучше, согласен Робертсон. Кроме того, выход Великобритании из ЕС может помочь ослабить санкции против России, поскольку Великобритания объединялась с Германией в отношении санкций, полагает Робертсон. После референдума влияние Великобритании на ЕС по вопросу санкций ослабнет и Европа может начать колебаться, цитирует «Интерфакс» министра иностранных дел Великобритании Филиппа Хаммонда. Может измениться и позиция самой Великобритании, допускает Клепач: британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил об отставке, а на новой волне к власти могут прийти силы, которые будут более благосклонны к России, чем нынешнее правительство.