Советы постороннего
Российский закон о нежелательных организациях препятствует свободе ассоциаций, собраний и выражения мнений, а также нарушает право на эффективную правовую защиту, считает Венецианская комиссия (совещательный орган Совета Европы по конституционному праву). Такое заключение эксперты вынесли 9 июня, сообщила в минувшую пятницу пресс-служба Совета Европы. Комиссия в полной мере признает право государств осуществлять контроль за деятельностью некоммерческих организаций (НКО) на своей территории, однако вводимые в отношении ассоциаций ограничения должны отвечать международным стандартам в области прав человека, говорится в сообщении. Таким стандартам, как следует из заключения комиссии, не отвечают содержащиеся в упомянутом законе расплывчатые определения ключевых понятий, на основании которых деятельность иностранной или международной НКО может быть запрещена (см. врез), а также отсутствие судебных гарантий и тотальный характер запретов, налагаемых на признанные нежелательными НКО.
В связи с этим эксперты Венецианской комиссии рекомендуют внести в принятый в мае 2015 г. закон изменения, уточнив, что представляют собой «руководство» и «участие» в деятельности нежелательных организаций. Они также предлагают ввести конкретные критерии, позволяющие включать организации в список нежелательных. Такое решение должно приниматься судьей, а не Генпрокуратурой, а заинтересованные стороны должны быть подробно уведомлены о причинах такого решения. Также, по мнению комиссии, следует предусмотреть возможность судебного обжалования, на время которого действие решения о включении в список нежелательных приостанавливается. Только в случае таких изменений и если подтвердится, что принятое в отношении НКО решение пропорционально угрозе, которую она представляет, можно считать введенные запреты приемлемыми, заключает Венецианская комиссия.
Буква закона
Организация признается нежелательной, если ее деятельность угрожает основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности России. Решение об этом принимает генпрокурор или его заместители по согласованию с МИДом.
Один из авторов закона о нежелательных организациях – депутат Госдумы Александр Тарнавский, считает, что это заключение было ожидаемым, но вряд ли станет поводом для правки законодательства. На фоне более чем прохладных отношений с Западом такого рода рекомендации европейских структур не воспринимаются в России как стимул к действию – скорее наоборот, «даже ко вполне разумным выводам мы начинаем относиться с подозрением», признается депутат.
Также Венецианская комиссия приняла 9 июня окончательное заключение по поводу закона, давшего Конституционному суду право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов. Промежуточное заключение комиссия приняла в марте, отложив окончательные выводы до визита своей делегации в Москву. После этого Конституционный суд принял первое такое постановление – о невозможности выполнения решения ЕСПЧ по делу о голосовании заключенных. Отдавая должное усилиям Конституционного суда, который указал законодателю на возможность более полного исполнения решения ЕСПЧ, Венецианская комиссия, однако, оставила в силе свои рекомендации: исключить из закона саму возможность неисполнения решения ЕСПЧ и указывать на обязанность властей находить альтернативные способы исполнения. Также, по мнению комиссии, не должны быть предметом оценки отдельные меры, изложенные в решениях ЕСПЧ, – например, о выплате справедливой компенсации.
Решения Венецианской комиссии, изучающей национальные законодательства на соответствие стандартам Совета Европы, не имеют обязательной силы, напоминает правозащитница Наталья Таубина, но последнее заключение «станет весомым аргументом в рамках политического диалога с Россией в части убеждения ее изменить законодательство». Таубина отмечает, что, например, Киргизия прислушалась в том числе к решению Венецианской комиссии и не стала принимать закон об иностранных агентах, полностью копировавший российские нормы. Москва пока не прислушивается к заключениям комиссии и не вносит рекомендованные поправки в свои законы, но правозащитники имеют возможность использовать эти заключения в национальных судах и ЕСПЧ, говорит она: «Возможно, это и мелочи, но, когда нет доброй воли, приходится выжимать все возможное из имеющегося».