Российская онлайн-торговля растет из-за рубежа

Россияне предпочитают онлайн-шопинг за рубежом: несмотря на девальвацию рубля, трансграничные покупки выросли вдвое
Россияне предпочитают онлайн-шопинг за рубежом: несмотря на девальвацию рубля, трансграничные покупки выросли вдвое / Jens Meyer / AP

Число покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах за январь – март 2016 г. выросло почти втрое год к году, свидетельствует исследование Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Почты России». За I квартал, по их данным, россияне получили 48 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов против 17 млн год назад.

В денежном выражении рост скромнее – на 106%, оценивает АКИТ. Всего россияне купили в зарубежных онлайн-магазинах за первые три месяца 2016 г. товары на 70 млрд руб.

Во многом такой бурный рост связан с эффектом низкой базы, когда после девальвации рубля в конце 2014 г. – начале 2015 г. россияне резко сократили покупки в зарубежных интернет-магазинах, отмечает ассоциация.

В основном за рубежом через интернет россияне покупают технику и электронику (32,3%) и одежду (23,4%), подавляющая доля покупок, или почти две трети, дешевле 22 евро, ссылается АКИТ на данные аналитической компании J’son & Partners. Средняя стоимость посылки с товарным вложением сократилась на 3% до 1400 руб.

Представитель Aliexpress, лидирующей по посещаемости россиянами зарубежных торговых площадок, не ответил на запрос «Ведомостей». По данным отчета Alibaba за квартал, закончившийся 31 марта 2016 г., розничная выручка от международного бизнеса (в основном генерируется Aliexpress) выросла на 35% до $92 млн.

Тем не менее АКИТ видит риски для будущего отрасли в том, что в России сейчас не облагаются пошлинами посылки стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг за один календарный месяц. Это, считает президент АКИТ Алексей Федоров, ставит российский онлайн-ритейл в совершенно неконкурентоспособную позицию: «Рынок трансграничной торговли будет расти, средний и мелкий российский интернет-ритейл – умирать».

Число покупок в российских онлайн-магазинах выросло лишь на 3% за январь – март 2016 г., подсчитала АКИТ. Ассоциация не предоставила данных по размеру рынка за I квартал в денежном выражении.

По другим данным, рост заказов в российских интернет-магазинах в начале этого года был намного выше.

Например, по оценке Data Insight, число заказов в российских интернет-магазинах выросло на 22% за I квартал 2016 г. (без учета бронирования отелей, билетов и др.), это лучшие показатели динамики на рынке с конца 2014 г., говорит партнер Data Insight Борис Овчинников. Эффект низкой базы начала 2015 г. добавил лишь несколько процентных пунктов к росту, сказал он: «В апреле 2016 г. мы тоже видим рост выше 20%».

В деньгах, по оценке Data Insight, рынок рос быстрее – примерно на 27% в основном именно благодаря увеличению числа заказов. Всего за квартал, по оценке аналитиков, через интернет продано товаров примерно на 200 млрд руб. В 2016 г. АКИТ ждет роста рынка на 15% до 850 млрд руб. Трансграничная торговля, по прогнозу ассоциации, достигнет 300 млрд руб. (+37%).

В конце апреля 2016 г. Федеральная таможенная служба направила в Минфин очередные предложения снизить нормы беспошлинного ввоза товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах, сообщал руководитель службы Андрей Бельянинов. Он не назвал конкретных предлагаемых цифр, но сослался на пример Белоруссии, установившей сходный с европейским порог беспошлинного ввоза – 22 евро за посылку.

В 2015 г. Евразийская экономическая комиссия рассматривала несколько предложений, как снизить беспошлинный порог (например, до 150 евро) и веса (до 10 кг) посылок. Для более дешевых посылок обсуждался фиксированный сбор в 25 евро. Рассматривалась и идея взимать с посылок стоимостью от 22 до 150 евро сбор в 10–15 евро, и ввести фиксированный платеж в зависимости от стоимости покупки. Но против был Казахстан, где так же, как и в России, действует порог в 1000 евро.

Россияне предпочитают онлайн-шопинг за рубежом: несмотря на девальвацию рубля, трансграничные покупки выросли вдвое