Выставка Юрия Ларина в Новом Манеже открывает для публики нежного и умного художника

Его почти абстрактные пейзажи гармоничные и умиротворяют
Пейзажи – любимый жанр Юрия Ларина
Пейзажи – любимый жанр Юрия Ларина / Е. Разумный / Ведомости

Юрий Ларин прожил долго, умер в прошлом году. Он не был титулованным художником, но чтимым в художественной среде. И хотя он регулярно выставлялся и работы есть в музеях, нынешнюю выставку в Новом Манеже можно считать открытием художника для публики. Для той ее части, что ждет от искусства восстановления утраченного в буднях чувства гармонии.

Почти целиком выставка состоит из пейзажей. Есть на ней и раздел «Люди», но он не самый запоминающийся. Впрочем, и здесь есть очаровывающие работы вроде картины «Оркестр. Ансамбль Т. Гринденко» – музыканты написаны голубым, желтым и розовым как единая светоцветовая масса, они безлики и чистые ангелы. А «Едоки арбуза», написанные через десятилетие, в 2005 г., в такой же условной небрежной манере, композиционно восходят к «Троице», и красные дольки в центре стола образуют чашу.

Все другие разделы выставки носят географические названия, по местам, где были написаны: «Созопол», «Нида», «Северная Италия». Вещи 90-х гг. еще сохраняют видимую связь с натурой – морем, его берегом, небом над ним или – дорогой, домиками вдоль нее, деревом, но уже среди них встречаются почти абстрактные композиции. Позже их становится все больше – Ларин мог ограничиться несколькими мазками и линиями на холсте, и получались легкие «Барки».

«Я понял, что в борьбе изобразительного (сюжетно-литературного) начала с началом музыкальным (цветопластическим, абстрактным) возникает новое качество, когда гармония и пластика сливаются в необъяснимое единство, на пределе борьбы, когда один шаг остался до того, чтобы работа сделалась вполне абстрактной» – это одна из цитат из записок художника, приведенных на выставке.

Лучшие картины и акварели Ларина, отличающиеся от вещей других художников русского модернизма, – когда он останавливался точно в одном шаге перед абстракцией. И зритель радуется, узнавая в хаотичных пятнах волшебство природы. А цитаты помогают понять, почему эти пейзажи действуют умиротворяюще. Для много пережившего в детстве Ларина (сын расстрелянного Николая Бухарина, вырос в детдоме) природа и живопись стали убежищем, где он нашел гармонию и сумел поделиться найденным.

До 24 апреля