«Аэрофлот» не может получить 24 дальнемагистральных самолета «Трансаэро»

Лизинговые компании не в состоянии оперативно привести суда в порядок
Для «Аэрофлота» не станет трагедией отсутствие в его парке самолетов «Трансаэро»
Для «Аэрофлота» не станет трагедией отсутствие в его парке самолетов «Трансаэро» / Марина Лысцева / ТАСС

Из парка остановленной Росавиацией и обанкротившейся «Трансаэро» «Аэрофлот» планировал получить 34 самолета: 10 узкофюзеляжных Boeing 737-800 для головной компании и 24 широкофюзеляжных Boeing 747 и Boeing 777 для «дочки» – авиакомпании «Россия». Все Boeing 737 и четыре Boeing 747 должен поставить «Сбербанк лизинг», по 10 широкофюзеляжных судов – «ВТБ лизинг» и «ВЭБ лизинг». Эти планы были анонсированы в октябре 2015 г.

Boeing 737 – новые самолеты. Их «Трансаэро» заказала, но не получила. Суда должны поступить в течение 2016–2017 гг., говорит человек, близкий к Сбербанку. А широкофюзеляжные самолеты «Россия» ожидала к летнему сезону (стартовал 27 марта), чтобы поставить их в том числе на новые направления – в октябре комиссия при Минтрансе отдала «Аэрофлоту» и «России» 56 лучших международных назначений «Трансаэро».

Пока «Россия» не получила ни одного широкофюзеляжного самолета, так как владельцы не привели их в состояние летной годности, рассказали два человека, близких к «Аэрофлоту», и менеджер другой лизинговой компании, сотрудничавшей с «Трансаэро». Два первых собеседника добавляют, что в ближайшие месяцы может прийти один Boeing 747 от «Сбербанк лизинга» – сейчас он находится на покраске.

Спор о доле

5,8 млн человек перевез «Аэрофлот» с дочерними компаниями в январе – феврале (+14,3%), сообщила вчера компания. Всего российские авиакомпании перевезли за два месяца 10,7 млн пассажиров (-2,9%), рыночная доля группы «Аэрофлот», таким образом, составила 54,4% (данные Росавиации). Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что с учетом иностранных перевозчиков доля группы не превышает 50%

С остальными ситуация неясна, особенно с 20 судами от «ВТБ лизинга» и «ВЭБ лизинга». Они предоставляли «Трансаэро» самолеты в финансовый лизинг (по истечении договора становятся собственностью авиакомпании) и не отслеживали их состояние – у них в штате для этого всего по одному сотруднику. Авиакомпания же переставляла двигатели и другие агрегаты с самолета на самолет (чтобы сэкономить на техническом обслуживании), по многим агрегатам нет документации и не известно, откуда они взялись и кто их раньше проверял, самолеты не в состоянии летной годности, говорят менеджер лизинговой компании и человек, близкий к «Аэрофлоту».

Этим самолетам нужно пройти серьезное техническое обслуживание, не понятно, сколько на это потребуется времени и средств – «ВТБ лизинг» и «ВЭБ лизинг» не называют никаких сроков, утверждают собеседники, близкие к «Аэрофлоту». Это обойдется в сумму от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов и может занять от года до трех-четырех лет на судно, оценивает собеседник в лизинговой компании. Так как самолеты старые (средний возраст парка «Трансаэро» – около 15 лет), то их остаточная стоимость может быть ниже, чем затраты на приведение в летную годность, возможно, лизинговые компании решат хотя бы часть из них списать, продолжает он. С ним согласен источник, близкий к «Аэрофлоту».

Пресс-служба «ВЭБ лизинга» от комментариев отказалась. «Ожидаем, что в ближайшее время сделка по передаче самолетов в лизинг пройдет корпоративное одобрение со стороны «Аэрофлота». Самолеты находятся в пунктах технического обслуживания, где проходят подготовку для выполнения дальнейших контрактных обязательств», – ответила пресс-служба ВТБ. «Самолеты «Сбербанк лизинга» прошли текущие ремонты, перебазированы и поставлены на техническое обслуживание», – говорит человек, близкий к Сбербанку.

Именно под самолеты «Трансаэро» в «Россию» нанимались сотрудники банкрота, сейчас они просто получают зарплату, утверждает человек, близкий к «Аэрофлоту». Пресс-служба компании на запрос «Ведомостей» ответила, что на 24 марта группа «Аэрофлот» приняла на работу 3937 сотрудников бывшего конкурента. Всего планировалось нанять около 6000, в том числе около 4200 в «Россию». К полетам по дальнемагистральным направлениям новой программы «Россия» приступит не раньше 30 мая, поэтому необходимости в дополнительных судах сейчас нет, уточнили в пресс-службе. «Аэрофлот» присоединяет к «России» две другие «дочки», объединенная компания станет второй по величине на рынке и в этом году планирует перевезти 10 млн человек.

«С другой стороны, на падающем рынке эти самолеты не нужны, они изначально по высоким ценам были навязаны «Аэрофлоту» как мера поддержки лизингодателей», – добавляет другой собеседник, близкий к «Аэрофлоту».

«У «Аэрофлота» и «России» достаточный парк техники, абы какие самолеты, в том числе бывшие суда «Трансаэро», им просто не нужны, – соглашается гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Привести их в состояние летной годности по стандартам «Аэрофлота» очень сложно и очень дорого».