Выставка «Гелий Коржев» в Третьяковской галерее сделана очень хорошо
Народный художник СССР, лауреат госпремий, орденоносец и депутат представлен на ней трагическим героемГлавные залы здания Третьяковской галереи на Крымском Валу для выставки «Гелий Коржев» радикально перекроили – большое открытое пространство перегородили на небольшие комнаты. Они составили подобие путаного лабиринта, за каждым поворотом которого раскрывалась новая тема творчества художника, жившего долго и до последних дней много писавшего.
Коржев пережил страну, в которой был признан, тяжело воспринял ее развал, но и изменился сам, оставив прежде важные и актуальные темы, и освоил новые – тоже на злобу дня. Но почти не изменил выработанных еще в молодости приемов. Мать на картине 1964 г. написана почти так же, как мать в «Несении креста» из библейского цикла 1999 г. А герой «Поднимающего знамя», одной из лучших картин советского периода, в сущности, тот же Дон Кихот из позднего цикла, крепко держащийся за красное древко своего копья. Обе картины про преодоление страха героическим усилием воли.
Коржев родился в 1925 г., умер в 2012-м. Его советские работы хорошо помнит старшее поколение, и не только потому, что их много репродуцировали. Зрелищные и эффектные, они запоминались благодаря плакатным и кинематографическим приемам: резкая композиция, крупный план, минимум и только говорящих деталей. Были среди них и действительно сильные вещи, прежде всего, конечно, главная картина Коржева – «Следы войны».
Как не советский
Гелия Коржева не оставляли без внимания и в постсоветское время. Его выставку сделал в 1993 г. в галерее «Риджина» Олег Кулик. Серия «Опаленные войной» была показана на выставке «Москва – Берлин, 1950–2000» и составляла пару работам немца Георга Базелица. Тогда уже критики говорили о «новом открытии Коржева».
Портрет солдата, прямо глядящего на зрителя единственным пронзительно-голубым глазом, с лицом невинным, обтянутым тонкой обожженной кожей, написан в начале 60-х. Тогда войну воспринимали как страшную трагедию, тяжелейшее испытание и гуманитарную катастрофу, она еще не стала, как сейчас, только поводом для национальной гордости. Но и на том еще не залакированном фоне военной темы шестидесятников образ солдата Коржева казался вызывающим. Это был портрет не победителя, а жертвы войны.
Сильными, хотя и грубыми, лобовыми, кажутся сегодня и несколько других ранних картин Коржева. Как говорили раньше, на темы труда. Там женщины оказываются обнаженными, сняв сапоги и телогрейки, и красная грубая кожа их шеи контрастирует с нежной белизной груди. И в этих тяжелых телах так же по-плакатному прямо выражена трагедия попранной женственности. Коржева, кажется, никогда не интересовали ни молодость, ни красота, ни изящество и игра. В некоторых ранних эскизах они есть, но картина, видимо, считал он, должна быть серьезным и значительным высказыванием. Нелицеприятным, даже неприятным. Во многом художник Коржев не просто некомфортный, а буквально отталкивающий, особенно во второй половине своей творческой жизни.
В постсоветские времена система, в которой существовал, выставлялся и получал награды художник Коржев, рухнула, и это не могло его не травмировать. Но он нашел в отличие от многих коллег и ровесников новых почитателей своего таланта. Им оказался американский коллекционер Рэймонд Джонсон, много картин Коржева купивший, и русский меценат, основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев. Он не только предоставил работы для выставки, но и материально ее поддержал.
Среди поздних вещей художника особенно неприятен цикл «Тюрлики», где изображены отвратительные бесы, не менее, впрочем, неприятные, чем герои сатирических циклов 90-х гг. про опустившихся и пьющих русских людей. Но им на выставке противопоставлены эффектные и красивые циклы про Дон Кихота и Христа. Хотя и в первом есть поверженный, как Икар (падшие ангелы – одна из сквозных тем Коржева), герой, а во втором особняком стоит впечатляюще мрачный холст «Иуда».
Выставку «Гелий Коржев» в Третьяковской галерее готовили долго и серьезно, тщательно отбирая и группируя работы. Эффектно выстроили экспозицию дизайнеры Евгений и Кирилл Ассы. Директор музея Зельфира Трегулова, кураторы Наталия Александрова и Фаина Балаховская без устали давали интервью, объясняли, насколько серьезного художника заново открывают для публики, как важно посмотреть на него без предубеждений. Называли его «последним великим русским реалистом ХХ века», ставили в один ряд с Люсьеном Фрейдом, одним из самых известных и почитаемых в мире мастеров фигуративной живописи.
Эти усилия заслуживают уважения, выставка сделана безукоризненно. Но вот полюбить художника Гелия Коржева она все равно не поможет. Но он, кажется, зрительской любви и не искал.
До 13 июня