Телевизор отключают от кабеля
Количество абонентов платного ТВ в России в 2015 г. увеличилось на 3,7% (до 39,4 млн) против 8,6% годом ранее, следует из отчета «ТМТ консалтинга». Как и в 2014 г., самым быстрорастущим сегментом рынка платного ТВ стало интернет-телевидение (IPTV) – число его подписчиков год к году увеличилось на 20,2% до 5,52 млн, говорит аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. При этом впервые абонентская база IPTV в России выросла на такое же число подписчиков, что и у спутникового ТВ, – на 0,9 млн, подчеркивает она. Для сравнения: в 2014 г., по ее подсчетам, операторы IPTV подключили 0,5 млн, а спутникового ТВ – 1,8 млн абонентов.
Рост спроса на IPTV стал одной из причин падения спроса на классическое кабельное ТВ, у которого в 2015 г. впервые снизилась абонентская база, уверена Крылова. В 2015 г. количество абонентов этой технологии сократилось на 1,5%, следует из отчета «ТМТ консалтинга». Доля кабельного телевидения в структуре абонентской базы платного ТВ снизилась на 3 п. п., доли IPTV и спутникового ТВ выросли соответственно на 2 п. п. и 1 п. п., говорится в нем.
В Москве на IPTV МГТС в 2015 г. пришлось 48% новых подключений к услугам платного ТВ (за год количество его пользователей в столице выросло на 4% до 5,8 млн), продолжает Крылова. Она связывает этот рост с активным подключением телезрителей к новой оптико-волоконной сети GPON МГТС. У самой МГТС количество абонентов платного ТВ выросло за год на 46% до 0,35 млн, отмечает Крылова. В целом по России, по подсчетам Крыловой, подавляющее большинство подключений к IPTV пришлось на «Ростелеком»: количество подписчиков интернет-ТВ у него выросло за год чуть менее чем на 0,6 млн – до 3,3 млн. Модернизируя каналы связи и строя новые, оператор идет в города и села, где раньше не было интернета и никакого платного ТВ, кроме спутникового, объясняет она.
Тем не менее кабельное ТВ остается самой популярной технологией телепросмотра – по данным «ТМТ консалтинга», на него приходится 46% подключений к платному ТВ в России. За ним следуют спутниковое ТВ (40%) и IPTV (14%).
В кризис заметна переориентация пользователей на домашние развлечения, говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Подписка даже на премиальный пакет телеканалов по цене сопоставима с парой билетов в кинотеатр, но при этом они будут доступны круглосуточно и всем членам семьи, рассуждает он. По словам Костарева, IPTV делают привлекательным дополнительные интерактивные сервисы. В III квартале 2015 г. абонентская база IPTV «Ростелекома» выросла год к году на 24,7%, рассказывает Костарев. Рост связан с активным строительством оптических линий связи, которые по состоянию на декабрь 2015 г. были проложены до 30 млн домохозяйств, отмечает он. По его прогнозу, в 2016 г. рынок IPTV по-прежнему будет расти быстрее рынка платного ТВ.
У IPTV есть много преимуществ перед классическим аналоговым кабельным телевидением: оно позволяет подписчикам смотреть телеканалы в HD-качестве и пользоваться интерактивными сервисами по управлению контентом, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Кроме того, абоненты IPTV могут смотреть один и тот же контент на телевизионном экране, компьютере и мобильных устройствах. А тарифы на IPTV сопоставимы с тарифами на кабельное ТВ – поэтому МГТС ожидает дальнейшего роста абонентской базы интернет-телевидения, подчеркивает Мартьянова.
Выручка «Вымпелкома» от IPTV по итогам 2015 г. заметно выросла, передала «Ведомостям» через пресс-службу директор по развитию медиабизнеса оператора Мария Резник. Спрос на IPTV растет благодаря как интересному контенту, так и пакетным предложениям вместе с ШПД, считает она.
В 2015 г. абонентская база IPTV «Искрателекома» выросла на 100%, интернет-ТВ смотрят 20% его абонентов, рассказывает гендиректор оператора Алхас Мирзабеков. Он ожидает, что к концу 2016 г. эта доля станет выше 30%. Средний доход на абонента в месяц (ARPU) у пользователей IPTV на 7–8% выше, чем у обычных пользователей ШПД, говорит он. Постепенно пользователи меняют свои телевизоры на более современные, в том числе на Smart TV, и спрос на качественный контент, в первую очередь HD, постоянно растет, отмечает Мирзабеков.
По мнению Мирзабекова, рост спроса на услуги IPTV также связан с кризисом. Для многих пользователей стали недоступны путешествия, активный отдых, рестораны и их место занимает телесмотрение, считает он. Соответственно те, кто раньше пользовался только широкополосным доступом (ШПД), подключают в дополнение к нему телевидение.