Борис Титов создает партию бизнеса для участия в думских выборах на базе «Правого дела»
В ближайшей перспективе партия изменит как название, так и членский составБизнес-омбудсмен Борис Титов определился с партией, которая будет преобразована в партию предпринимателей и под его руководством пойдет на выборы в Госдуму. Ею стало «Правое дело», рассказал он «Ведомостям», добавив, что съезд партии назначен на 29 февраля. Переговоры шли также с «Гражданской силой» и «Гражданской платформой» – у всех трех есть представительство в региональных парламентах, что позволяет им участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей.
Председатель «Правого дела» Вячеслав Маратканов подтвердил «Ведомостям», что проект партии предпринимателей, которую анонсировал Титов, будет реализован на базе «Правого дела». «Высокая вероятность, что он будет делаться с нами. Сейчас согласовываем структуру», – сказал Маратканов.
«Правое дело» ждут большие перемены. Партия точно сменит название, говорит Титов: окончательный выбор пока не сделан, но вариант с «Правым делом» и «Деловой Россией» (общественная организация малого и среднего бизнеса, созданная Титовым) не рассматривается.
Изменится и состав членов партии, продолжает Титов: в нее вольется «большая команда предпринимателей» – его сторонников. Это члены «Деловой России», крупные предприниматели, а также известные эксперты и общественные деятели, говорит Титов, не называя имен. По его словам, многие изъявили желание быть в политсовете партии: «Сейчас мы только вычеркиваем кандидатуры».
Переговоры ведутся со многими известными людьми, знает человек, близкий к Кремлю, однако это непростой процесс, поскольку на них претендуют многие партии. Список лидеров, которые возглавят региональные группы и федеральную часть списка, – главное, что может предъявить любая партия, но их поиск – вопрос деликатный и все до последнего момента пытаются удержать его в тайне, говорит руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
С другой стороны, продолжает он, для новых партий решить все оргвопросы, в том числе кто определит их лицо, нужно как можно скорее, так как времени раскрутиться остается немного.
Партия – не проект только под думские выборы, она будет участвовать во всех кампаниях – от муниципалитетов до федеральных выборов, обещает Титов. Опора будет сделана на регионы, для чего там планируется создание «мощных отделений». Но без предельной централизации – по модели «Деловой России» вертикаль будет работать снизу вверх, а не сверху вниз, говорит Титов.
Упор в работе будет сделан на интернет. По словам Титова, сейчас определяется команда, которая будет выстраивать стратегию партии в интернете: «От наружки практически откажемся. Это самая дорогая часть. Помните, как [Михаил] Прохоров завесил почти всю страну? Такого не будет. Мы будем говорить на языке, на котором говорит наша аудитория. Это и бизнес, и учителя. Это в основном люди среднего класса, люди дела».
На прошлых выборах подобный проект пытался реализовать Прохоров, но в последний момент бывшие руководители «Правого дела» отстранили Прохорова и вернули себе руководство партией. Связаться с Прохоровым вчера вечером не удалось.
Титов ставит перед партией «реалистичную задачу» – пройти в Думу и сформировать свою фракцию. Для этого ей надо собрать 5% голосов. Успехом для партии было бы преодоление 3% и получение нескольких мандатов в округах, говорит Костин. Преодоление 3%-ного барьера позволит партии получить госфинансирование, что вместе с парламентским статусом позволит в течение следующих пяти лет предметно заняться партстроительством.
Кандидаты партии в одномандатных округах будут сами финансировать свои кампании, а на общую кампанию уже есть потенциальные инвесторы, говорит Титов, вторым важным инструментом финансирования партии будет «краудфандинг через интернет – маленькими суммами, но от многих людей».
Существенная часть потенциальных избирателей этой партии, за которых она сможет побороться, – в Москве, Санкт-Петербурге, на Юге, говорит Костин: «Основной электорат партии Титова – активные интернет-пользователи, и результат будет зависеть от того, насколько эффективной и точной будет кампания. С этим им точно ошибиться нельзя. Потому что и у основных конкурентов («Парнас» и др.) на этом направлении очень хорошо».