Смартфоны в упадке

Выручка продавцов смартфонов растет исключительно за счет роста цен
Выручка продавцов смартфонов растет исключительно за счет роста цен / Е. Разумный / Ведомости

В минувшем году россияне приобрели 25,5 млн смартфонов, на 8,4% меньше, чем годом ранее, гласят предварительные данные одного из крупнейших участников этого рынка – «Евросети». Выручка ритейлеров от продажи этих устройств увеличилась на 5% до 258 млрд руб., но только за счет роста средней стоимости смартфона – с 8900 руб. в предыдущем году до 10 100 руб. в прошлом, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. По данным компании, 2015-й стал первым годом падения продаж смартфонов по числу устройств: еще в 2014 г. рынок вырос на 41% (а в деньгах – на 32%).

Похожие оценки рынка у «М.видео», говорит ее представитель Ольга Кобзарева. Правда, сама «М.видео» продала в 2015 г. на 5,5% больше смартфонов и заработала на них на 50% больше, утверждает она.

МТС, владелец крупнейшей по количеству точек сети салонов связи, оценивает прошлогоднее падение рынка в штуках в 8%. В деньгах он прибавил 6%, свидетельствуют материалы оператора. Продажи смартфонов в России в прошлом году сократились, согласен представитель «Связного» Сергей Тихонов. Выручка продавцов увеличилась, так как средняя цена выросла год к году примерно на 15%.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников связывает подорожание смартфонов с повышенным спросом на устройства с поддержкой LTE. За год их продано 6,7 млн – на 56% больше, чем в предыдущем, говорит он, и эти устройства обеспечили примерно 57% выручки ритейлеров от смартфонов.

«Евросеть» называет смартфоны единственной категорией портативной электроники, доходы от продажи которой в 2015 г. выросли. На простых телефонах сети заработали на 21% меньше, чем годом ранее; продажи цифровых фотокамер уменьшились на 38%, планшетов и ноутбуков – на 31 и 23% соответственно.

МТС в апреле 2015 г. объявила, что снижает цены на смартфоны до уровня, близкого к себестоимости. Таким образом оператор, как раз прекративший сотрудничать со «Связным», рассчитывал привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и заодно подключить больше абонентов. Такая ценовая политика во многом позволила компенсировать падение рынка смартфонов, считает Солодовников. Ее побочным результатом стало то, что МТС оказалась основным продавцом Samsung в России; в конце весны 2015 г. его устройствами отказались торговать «Евросеть» и «Связной». Они пеняли на высокий уровень брака среди устройств корейского производителя, а источник, близкий к Samsung, намекал, что ритейлеры могут таким образом протестовать против снижения доходности от продаж его смартфонов.

За первые 11 месяцев 2015 г. доля Samsung на российском рынке смартфонов выросла год к году на 1 п. п. до 21%, а доля его основного конкурента – Apple снизилась с 11 до 7%, утверждает Солодовников. В деньгах доля Samsung составила, по его оценке, 26% (+3 п. п.), тогда как Apple сократила ее с 29 до 26%. «Евросеть» приводит другие цифры: в декабре 2015 г. доля Samsung по количеству проданных смартфонов составила 21% против 23% в январе того же года. А в отдельные месяцы она снижалась до 18–19%. Если в январе 2015 г. на Samsung приходилось 23% всех доходов от продаж смартфонов в России, то в декабре – 22%, следует из данных «Евросети». Доля Apple в устройствах с января по декабрь 2015 г. подросла на 1 п. п. до 10%, а в деньгах – на 5 п. п. до 34%.

Доля Samsung в прошлом году росла и в деньгах, и по числу устройств, утверждает его представитель Яна Рожкова.

Спрогнозировать продажи в 2016 г. президент «Евросети» Александр Малис затрудняется: могут возникнуть неожиданные факторы, способные сыграть как в плюс, так и в минус. В любом случае покупатели будут более рационально подходить к выбору устройств, ждать от ритейлеров скидок, приобретать страховки на дорогие устройства, прогнозирует Тихонов.

Выручка продавцов смартфонов растет исключительно за счет роста цен