CNN с русским акцентом

Юрий Ковальчук больше не контролирует «Национальную медиа группу»
Чтобы исполнить закон о СМИ, Turner продает российские активы, в том числе канал CNN
Чтобы исполнить закон о СМИ, Turner продает российские активы, в том числе канал CNN / AP

Российский бизнес Turner Broadcasting System, включая учредителя российской версии CNN, будет продан «Медиа альянсу» – совместному предприятию «Национальной медиа группы» (НМГ, 80%) и американской Discovery (20%). Об этом рассказал «Ведомостям» сотрудник крупной медиакомпании, а гендиректор «Медиа альянса» Ольга Паскина и представитель Turner это подтвердили. Сделка должна быть закрыта в течение нескольких недель.

Turner Broadcasting System – американская компания, созданная Тедом Тернером, – ныне принадлежит корпорации Time Warner. CNN был запущен Тернером в 1980 г. и стал первым телеканалом, который показывал новости 24 часа в сутки. Это один из самых авторитетных новостных телеканалов в мире. По данным самого CNN, его новости смотрит в эфире и читает на сайте около 385 млн домохозяйств во всем мире. В США канал регулярно смотрит 77 млн человек, это самая популярная новостная телесеть страны. Доходы Turner в прошлом году составили $10,4 млрд, это 38% консолидированной выручки Time Warner.

«Медиа альянс» создан только этой осенью и управляет 11 телеканалами Discovery, которые транслируются в России, в том числе Discovery Channel, Animal Planet, TLC и Eurosport. Долгое время эти каналы распространялись в России самими американцами, но изменение закона о СМИ вынудило Discovery найти российского партнера: с 2016 г. иностранцы не могут владеть более чем 20% компании – учредителя российского СМИ.

По этой же причине продает свои российские активы и Turner. Точнее, учредителей трех его каналов, которые распространяются в России. «Медиа альянс» покупает 100% OOO «Тернер детские программы» (российский учредитель каналов Cartoon Network и Boomerang) и ООО «Тернер информационные программы и стиль жизни» (учредитель CNN), уточнила Паскина. Условия сделки она не раскрывает, говорит лишь, что каналы Turner помогут «Медиа альянсу» расширить предложение для пользователей платного ТВ, особенно в «детском» сегменте. Cartoon Network, ссылается она на данные TNS, входит в десятку самых популярных неэфирных каналов в России и в тройку самых популярных детских.

Представитель Turner вчера не смог оперативно прокомментировать условия сделки.

Не ясно, правда, много ли на каналах Turner можно заработать. Еще в 2014 г. в закон о СМИ были внесены поправки, запретившие рекламу на неэфирном ТВ, из-за чего владельцы крупных платных каналов (в том числе таких, как CNN) лишились важного источника доходов. Правда, Discovery, вступив в «Медиа альянс», получила поблажки: ее каналам досталось эфирное время на частотах НМГ. Теперь «Медиа альянс» продает на них рекламу совместно с Vi, крупнейшим в России телеселлером.

Три месяца без зрителей

С января по март 2015 г. CNN не вещал в России. По закону всем каналам требуется вещательная лицензия, а получить ее может только российское юридическое лицо, в котором иностранцу напрямую принадлежит не более 50%. CNN долго не мог получить лицензию, а когда неэфирным каналам запретили показывать рекламу, решил вовсе уйти из России. Разгорелся скандал, тогда Роскомнадзор заявил, что сожалеет об уходе CNN, и пообещал сделать все, чтобы вещание канала возобновилось. В марте CNN получил лицензию и в апреле возобновил работу.

Завершив сделку с Turner, «Медиа альянс» будет отчислять американской компании часть доходов по лицензионному контракту, говорит Паскина. В производстве этих каналов «Медиа альянс» участвовать не будет, тем более что, например, у CNN нет отдельной российской версии, он распространяется в России на английском языке. «CNN продолжит вещать в нашей стране в прежнем формате в соответствии с ценностями этого СМИ и с российским законодательством», – обещает Паскина.

Сделке с американской Turner не помешало то, что основатель НМГ Юрий Ковальчук и банк «Россия», через структуры которого он владеет этим холдингом, находятся под санкциями США.

НМГ создана в 2008 г. в результате объединения медиаактивов банка «Россия» Ковальчука, Алексея Мордашова, «Сургутнефтегаза» и страховой группы «Согаз». Сейчас группа – владелец эфирных РЕН ТВ и «Пятого канала», газеты «Известия», а также 25% акций «Первого канала».

В последний раз НМГ раскрывала структуру акционеров в 2009 г.: тогда структуры банка «Россия» и «Согаза» контролировали почти 60%. Фигурантом санкционного списка США Ковальчук стал в 2014 г. Но еще в 2012 г. НМГ исчезла из списка аффилированных компаний банка «Россия». Источник в банке объяснял, что банк считает аффилированными только компании, в которых владеет не менее чем 35%.

Discovery тщательно проверяла структуру собственников НМГ и убедилась, что сделка не противоречит нормам США, говорила ранее Паскина: более 50% НМГ контролируют структуры Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза», которые не находятся под санкциями США.

Источник в НМГ и близкий к холдингу человек рассказали «Ведомостям», что сейчас банк «Россия» контролирует около 17% акций НМГ. Более 50% у структур Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза», подтвердил один из собеседников «Ведомостей», остальное – у группы «Согаз», которую структуры банка «Россия» с прошлого года перестали контролировать.

Представитель НМГ не ответил на звонки «Ведомостей».

Чтобы исполнить закон о СМИ, Turner продает российские активы, в том числе канал CNN