У «Мегафона» молчание – золото

«Мегафон» списывает деньги с неактивных абонентов, чтобы высвободить их номера
«Мегафон» списывает деньги с неактивных абонентов, чтобы высвободить их номера / Е. Разумный / Ведомости

С 25 декабря 2015 г. «Мегафон» вводит на всех своих тарифных планах для массового рынка новые правила, говорится на сайте оператора. Если абонент не пользуется услугами оператора более 45 календарных дней подряд, то с его счета начинает списываться абонентская плата (15 руб. в сутки) до тех пор, пока его баланс не станет нулевым либо пока он не проявит активности: совершит звонок или пополнит счет, поясняет представитель «Мегафона». Получение sms при этом оператор не считает активностью.

Раньше, поясняет представитель «Мегафона», сроки введения такой абонентской платы в зависимости от региона составляли от 45 до 90 дней. Разной была и абонентская плата – от 1 до 5 руб.

«Европейский»: перезагрузка

В 2009 г. МТС перевела своих абонентов, не разговаривающих в течение пяти месяцев, на тарифный план «Европейский» с абонентской платой 330 руб. в день (10 000 руб. в месяц). После возмущения абонентов оператор отменил свое решение: возглавлявший тогда МТС Михаил Шамолин извинился и заявил, что был не в курсе этой инициативы, отметив, что это решение наносит ущерб имиджу оператора.

Подобный механизм есть у всех операторов: он позволяет отправить неиспользуемый абонентский номер обратно в розничную сеть, рассказывает представитель «Мегафона». По его словам, изменения правил позволят быстрее возвращать в продажу номера, в том числе «красивые». «Если бы подобных механизмов не было, абонентские базы содержали бы сотни миллионов «мертвых душ», а номерная емкость давно бы кончилась», – уверяет представитель «Мегафона». Он не говорит, сколько в среднем денег содержится на счетах таких абонентов, но обращает внимание, что клиент в любой момент может расторгнуть договор и получить назад оставшиеся на счете деньги. Если после обнуления баланса абонент остается неактивным еще 90 дней, его номер оказывается на полке.

У остальных сотовых компаний сроки включения механизма абонентской платы для «мертвых душ» больше, а абонентская плата в несколько раз ниже. «Вымпелком» начинает взимать со своих неактивных абонентов абонентскую плату на 91-й день молчания, она составляет 5 руб. в сутки. МТС переводит абонента на тариф «Базовый» с ежедневной платой в размере 3,3 руб. только в том случае, если он в течение 183 дней не пользуется платными услугами оператора. «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) начинает списывать 3 руб. в сутки спустя 120 дней после последней активности абонентов. После обнуления баланса операторы расторгают договор с абонентом по истечении определенного срока, если абонент так и не стал активен. У «Вымпелкома» и Tele2 этот срок – 180 дней, у МТС – 150.

Отток абонентской базы у каждого из операторов в среднем – около 10%, а это значит, что за квартал от каждого оператора «большой тройки» отключается по 6–7 млн абонентов, подсчитал аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. По оценкам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, в среднем на счете у каждого неактивного абонента остается не больше 50 руб. Но в сумме списание денег с таких абонентов, конечно, приносит операторам хорошие деньги, говорит Кусков.