Цены вырастут без отдыха
По оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), санкции России могут стоить Турции потери 0,3–0,7 п. п. роста ВВП в 2016 г. ЕБРР исходит из того, что санкции сохранятся весь год и будут применены полностью: это запрет на импорт из Турции большинства фруктов и овощей, ограничения на работу в России турецких компаний и граждан, введение виз, запрет на чартерные авиарейсы и фактически туристические путевки, сокращение числа разрешений для турецких компаний на грузовые перевозки (с 8000 в 2015 г. до 2000 в 2016 г.), приостановка двусторонних программ экономического сотрудничества.
Поездки в Турцию и Египет – два самых доступных по цене направления отдыха для россиян, на эти две страны приходилось порядка 50% всех зарубежных турпоездок, подсчитала Наталия Орлова из Альфа-банка. Это курортный отдых, которому внутри России крайне сложно найти замену, отмечает она: из-за недостатка предложения внутренние цены на услуги, связанные с досугом, вырастут на 15–20%, добавив инфляции 0,5–0,8 п. п. С учетом того что запрет на импорт турецких овощей и фруктов приходится на зиму, его вклад в инфляцию может достичь 1,5 п. п., а совокупный вклад ограничительных мер – порядка 2 п. п., подсчитала Орлова. В зимний период на поставки из Турции приходится 10–15% всей реализуемой в России плодоовощной продукции, подсчитали Александр Исаков и Петр Гришин из «ВТБ капитала»: рост цен, связанный с переключением на закупку из других регионов, включая увеличение стоимости доставки, может составить 10–50 п. п., что добавит инфляции до 0,5 п. п.
В начале ноября ЕБРР прогнозировал рост экономики Турции в 2015 г. на 3%, в 2016 г. – на 2,8%; прогноз МВФ – 3 и 2,9% соответственно. Таким образом, российские санкции могут отнять у Турции до четверти ожидаемого роста экономики. Влияние санкций на ВВП самой России будет незначительным, считает ЕБРР.
Экономика Турции пострадает прежде всего от потери туристического потока из России, пишут экономисты ЕБРР: в 2014 г. это 12,2% из 37 млн туристов. Расходы российских туристов составили $3 млрд, или 0,3–0,4% ВВП Турции.
Однако, в свою очередь, Турция – основное зарубежное место отдыха российских граждан: по оценкам ЕБРР, в 2014 г. ее посетили 4,5 млн россиян, занимающий 2-е место по популярности Египет – на треть меньше, 3 млн. Запрет на туры в Турцию (так же как ранее и в Египет) может привести к росту спроса на внутренний туризм, однако ограниченное предложение вызовет подорожание туристических услуг до 25%, что добавит к инфляции в 2016 г. порядка 0,5 п. п., подсчитали экономисты ЕБРР. Еще на 0,1–0,2 п. п., по их оценкам, рост цен в 2016 г. ускорится из-за запрета на импорт фруктов и овощей из Турции – второго крупнейшего поставщика в Россию этого вида продукции; цены на подвергшееся запрету продовольствие могут вырасти на 25%.
Ждут ускорения
По опросу ФОМа, проведенному для ЦБ в ноябре еще до ссоры с Турцией, на быстрое подорожание фруктов и овощей пожаловались 43% опрошенных (в октябре – 36%), доля ожидающих в ближайший год ускорения роста цен возросла до максимума с прошлого февраля.
ЦБ ранее оценивал вклад в инфляцию от запрета продовольственного импорта из Турции в 0,2–0,4 п. п. и назвал его несущественным, полагая, что до 1 января, когда запрет вступает в силу, у поставщиков еще есть время для изменения географии поставок. На фрукты и овощи из Турции приходится 9% розничного товарооборота этих категорий продовольствия, эффект от запрета – ускорение инфляции на 0,5–0,6 п. п., однако если запрет удастся частично компенсировать поставками из других стран, то его вклад в инфляцию может быть вдвое меньше – 0,2–0,3 п. п., оценивал Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала». «Но важен еще момент, связанный с туризмом: перенаправление спроса на внутренний туризм может в лучшем случае приостановить или замедлить темпы снижения инфляции в 2016 г.», – отметил он.
По прогнозу Минэкономразвития, инфляция по итогам 2016 г. составит 6,4%, прогноз МВФ – 8,6%. Если ориентироваться на прогноз Минэкономразвития, то российские санкции могут добавить российской инфляции от одной десятой (оценка ЕБРР) до трети (оценка Орловой) роста в 2016 г. Россияне уже заметили ускорение роста цен на плодоовощную продукцию, инфляционные ожидания в ноябре выросли.