Комиссия президента сможет блокировать счета и имущество граждан и компаний
Ей будет достаточно лишь подозрений в связях с терроризмомПраво блокировать счета и имущество юридических и физических лиц на основании одного лишь подозрения в причастности к террористической деятельности получит новая межведомственная комиссия, создать которую распорядился президент. Под такие санкции могут подпасть люди или организации, «в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в причастности к террористической деятельности, но нет оснований для их включения в перечень таких организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», говорится в указе президента, опубликованном в среду.
Материалы на подозреваемых смогут направлять федеральные органы исполнительной власти или Следственный комитет, а Росфинмониторинг будет передавать обращения компетентных органов иностранных государств, говорится в указе. Генпрокуратуре, Центральному банку, органам государственной власти и местного самоуправления также рекомендовано делиться с комиссией своими подозрениями. В задачи нового органа входит проверка «достаточности оснований подозревать», для чего комиссия вправе запрашивать необходимую ей информацию и приглашать на свои заседания должностных лиц и специалистов. На рассмотрение обращений комиссии дается 30-дневный срок (при необходимости он может быть продлен, но не более чем на 90 дней), после чего она должна принять решение либо о замораживании счетов и имущества, либо об отсутствии оснований для таких действий. Решения комиссии публикуются Росфинмониторингом и могут быть обжалованы в суде, говорится в указе.
Состав комиссии будет утверждать президент, а возглавить ее должен замруководителя одного из федеральных органов власти. В ее состав войдут представители силовых ведомств и Росфинмониторинга, «но не только они», сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
По его словам, создание этой комиссии вызвано необходимостью наладить координацию в рамках общей антитеррористической деятельности. Состав комиссии будет представлен на рассмотрение президенту в ближайшее время.
С 2003 г. так называемый черный список причастных к терроризму лиц и организаций ведет Росфинмониторинг, средства фигурантов этого списка подлежат немедленной блокировке любой финансовой организацией. В списке уже несколько тысяч фамилий и названий компаний: это международные террористические организации и их участники, а также физические лица, либо уже осужденные по террористическим и экстремистским статьям, либо имеющие процессуальный статус подозреваемых в таких преступлениях, а также организации, работа которых на территории России прекращена по решению суда в связи с их противоправной деятельностью. Теперь к этим основаниям добавится еще и заключение межведомственной комиссии.
Ничего принципиально нового в указе президента нет, банки и сейчас имеют право блокировать средства на основании одних только подозрений, говорит финансовый омбудсмен Павел Медведев. Получить комментарии уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова «Ведомостям» не удалось. А председатель думского комитета по экономической политике Анатолий Аксаков убежден, что появление нового органа не создает дополнительных угроз для экономической деятельности. Напротив, оно снимает риски с финансовых и кредитных организаций, которые и сейчас уполномочены не проводить операцию, если есть сомнение в ее чистоте, и блокировать подозрительные счета. Но одно дело – действовать на основании косвенных подозрений или заключений собственной службы безопасности и совсем другое – получить подтверждение компетентного органа, финансисты просто получат больше легальных возможностей действовать решительно, говорит депутат.
Иного мнения придерживается топ-менеджер одного из крупных российских банков: сейчас формирование «перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», совершенно непрозрачно и для банковского сообщества непонятно, поэтому добавление нового и такого же непрозрачного механизма больше похоже на межведомственную борьбу за статус и полномочия.
На самом деле в списке Росфинмониторинга и сейчас есть закрытая часть, куда могут вносить людей, не имеющих процессуального статуса, говорит директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Это более сложный механизм, который очень редко используется, но он существует. Верховский опасается расширительного применения антитеррористических механизмов – в это поле могут попасть не только люди, действительно причастные к деятельности запрещенных организаций, но и круг их знакомых. А прямого указания на возможность компенсации убытков от блокировки счетов, если подозрения были ошибочны, в антиотмывочном законе нет, отмечает адвокат Святослав Пац. То есть, если не удастся доказать, что решение о блокировке счетов принималось с нарушениями, на компенсацию можно не рассчитывать, предупреждает он.