«Баскин Роббинс» закрыла каждую десятую точку из-за реформы московских киосков

Московские чиновники считают, что дело не в киосках, а в ценах на мороженое
Киоскеры «Баскин Роббинс» не смогли работать по новым московским правилам
Киоскеры «Баскин Роббинс» не смогли работать по новым московским правилам / Sandy Huffaker / Bloomberg News

Из-за реформы нестационарной торговли в Москве «Баскин Роббинс» в III квартале 2015 г. сократила розничную сеть на 9%. Было закрыто 33 киоска и на конец квартала, закончившегося 26 сентября 2015 г., в России и «окружающих ее странах» было 323 точки, сообщил «Ведомостям» представитель американской Dunkin’ Brands – владельца бренда «Баскин Роббинс».

В квартальном отчете Dunkin’ Brands указано, что снижение продаж в России и Японии способствовало сокращению роялти всей компании – по сравнению с III кварталом 2014 г. на 12,2% до $1,9 млн.

Для российского бизнеса «Баскин Роббинс» московский рынок ключевой: судя по карте на сайте компании, в Московском регионе у нее более 90 розничных точек. Договоры аренды киосков заключает непосредственно компания, владеющая мастер-франшизой «Баскин Роббинс» в России, – ЗАО «БРПИ». Хотя более 90% точек этой сети в России открывается по субфраншизе.

Мелкой розницы все меньше

Реформа мелкорозничной торговли в Москве началась с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина. В 2010 г. в столице было более 20 000 нестационарных объектов, а к 2014 г. – лишь 8500 точек. Необходимости сохранения всех нестационарных объектов в Москве, наверное, нет, говорил в начале 2014 г. Немерюк: «При этом есть места, где не хватает магазинов шаговой доступности, и в таких районах имело бы смысл развивать мелкую розницу». В январе 2015 г. председатель департамента городского имущества Владимир Ефимов говорил: «Торговые палатки будут расставлять городские власти таким образом, чтобы они органично вписывались в единый архитектурный облик Москвы. Количество павильонов будет увеличено приблизительно на 10%».

"Киоски "Баскин Роббинс" были временно закрыты в связи с новым законодательством. Правительство Москвы сейчас меняет форматы торговли, приводит их к единому дизайну. По данным локациям киосков у компании закончились действия договоров аренды", - заявила "Ведомостям" президент БРПИ Агнесса Осипова. По словам представителя Dunkin’ Brands, БРПИ решила не возобновлять аренду из-за изменения ее условий, «которые усложнили получение прибыли».

Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк с таким объяснением не согласен. Сокращение сети «Баскин Роббинс» связано не с реформами в Москве, а с ценовой политикой компании, сделавшей бизнес менее рентабельным, заявил он «Ведомостям». Всего в Москве предусмотрены места примерно под 900 киосков мороженого.

Раскрыть показатели продаж в России представитель Dunkin’ Brands отказался.

Раньше продавцы сами покупали киоски и получали разрешение на торговлю, сейчас Москва закупает палатки и сдает их в аренду. Первые аукционы прошли летом. Спрос сильно превышал предложение, ставки взлетели с 5000–15 000 до 100 000–160 000 руб. в месяц, знает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Аренда оплачивается на полгода вперед, напоминает председатель совета директоров «Маркона» (бренд «Стардогс») Сергей Рак. С июля 2015 г. добавился торговый сбор (28 350–81 000 руб. в квартал для киосков). По словам Рака, в результате большинство киосков убыточны, а некоторые продавцы мороженого, выигравшие летние аукционы, уже подали уведомления о прекращении аренды.

Большинство точек «Баскин Роббинс» в России – кафе в фудкортах торговых центров, отдельных помещениях или в формате «островка» (278 из 323 точек, по данным сайта). У них ситуация иная. Из-за нестабильности валюты и снижения покупательского спроса бизнес стремится сократить затраты, в том числе на аренду, рассуждает руководитель отдела услуг ритейлерам JLL Елена Задорожная. По ее словам, при пересмотре договора аренды ставка стационарных объектов в среднем снижается на 10–15%.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"