«АвтоВАЗ» опять остановился

Остановка конвейера вряд ли продлится больше трех дней, считает эксперт/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

«АвтоВАЗ» в среду приостановил выпуск на линии B0, где производятся автомобили на платформе Renault Logan – собственно, сам Logan, Renault Sandero, Nissan Almera и Lada Largus, сообщил «Интерфакс» и подтвердил представитель «АвтоВАЗа». По его словам, причиной стал срыв поставок деталей для боковых зеркал заднего вида группой компаний (ГК) «Автокомпонент». Ситуация затронула 1000 машин, поясняет представитель «АвтоВАЗа»: 600 Sandero, 200 Logan и 200 Almera. Почему при этом остановлена сборка Lada Largus, он не пояснил.

Когда будет возобновлена работа линии B0 – представитель «АвтоВАЗа» не говорит. Сумма ущерба подсчитывается. Разрывать отношения с ГК «Автокомпонент» «АвтоВАЗ» не собирается, заверяет представитель автозавода. Но теперь «АвтоВАЗ» будет реагировать на недопоставки комплектующих только так – останавливать выпуск машин, в которых они используются, чтобы не допускать выпуска некомплектных автомобилей, подчеркнул он.

«Надеемся, что ситуация будет быстро разрешена. Мы согласны с тем, что выпускать некомплектные машины нельзя», – сказал представитель альянса Renault-Nissan. Представители Nissan и ГК «Автокомпонент» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По заказу альянса

56600 штук – столько «АвтоВАЗ» в январе – августе 2015 г. произвел в Тольятти автомобилей Renault (Logan, Sandero) и Nissan (Almera), гласят данные «АСМ-холдинга»

На выполнение заказа альянса Renault-Nissan и отгрузку автомобилей дилерам ситуация не повлияет, заверяет представитель «АвтоВАЗа»: «У завода достаточный складской запас готовой продукции, а недовыпущенный объем будет быстро наверстан после нормализации поставок комплектующих». У дилеров имеющихся на складе машин альянса тоже достаточно, говорит топ-менеджер дилерской мультибрендовой компании – на уровне полуторамесячных продаж.

По его словам, проблема некомплектных машин на «АвтоВАЗе» была всегда. Но завод, как правило, из-за этого не останавливал конвейер, а складировал некомплектные автомобили, где они дожидались поступления недостющих деталей. В 2014 г. проблема недопоставок комплектующих резко усилилась на фоне падения продаж и производства, а также попыток руководства автозавода уломать поставщиков на снижение цен. Это привело к остановке линии Lada Kalina – Granta осенью прошлого года, которая продлилась несколько дней. Перебои касались в том числе продукции холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ, входит в «Ростех») – позже «АвтоВАЗ» получил доступ к его управлению и сейчас думает над возможностью покупки части активов ОАТ. А в июне 2015 г. «АвтоВАЗ» на сутки останавливал выпуск всех автомобилей – из-за проблем с поставками сидений, выхлопных систем, датчиков. Источник «Ведомостей» пояснял, что были перебои поставок в том числе от «АвтоВАЗагрегата». «АвтоВАЗ» ранее хотел купить и эту компанию (или отдельно производство сидений), но передумал, а затем и вовсе отказался от ее услуг.

«Тысяча автомобилей – это объем, который по контрактной сборке «АвтоВАЗ» выпускает в течение трех дней. Судя по всему, таким и будет простой конвейера», – думает главный редактор «Автобизнесревю» Сергей Баранов. Он считает, что стороны быстро договорятся: ГК «Автокомпонент» – один из поставщиков для новой модели Lada Vesta (выпуск начался в сентябре 2015 г.), «поэтому негативные ситуации и риск потери будущих контрактов не в интересах компании». Но, вероятно, «АвтоВАЗ» использует эту ситуацию, «чтобы сделать более строгими условия работы для поставщиков и акцентировать их внимание на недопустимости таких сбоев, особенно с учетом появления новых моделей на конвейере».

В условиях низкого спроса на рынке «АвтоВАЗ» может себе позволить останавливать конвейер, чтобы нормализовать поставки комплектующих, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По итогам девяти месяцев 2015 г. продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 33%, Lada – на 28%, Renault – на 37%, Nissan – на 39%, по данным Ассоциации европейского бизнеса.