Население не спешит отдавать займы до зарплаты
За первое полугодие 2015 г. доля просроченных свыше 30 дней микрозаймов населению выросла на 6 п. п. и достигла 43% (на 1 июля), оценило рейтинговое агентство RAEX (данные получены по результатам анкетирования 40 компаний). Ситуация, по словам экспертов, характерна для микрофинансовых организаций (МФО) из сегментов потребительских микрозаймов физлицам и бизнесу, которые совокупно занимают более 80% рынка.
МФО не стремятся продавать плохие долги коллекторам, так как в среднем дисконты по ним составляют свыше 90% от номинала, объясняют одну из причин роста задолженности аналитики агентства: МФО хотят «максимально извлечь прибыль за счет последующей реструктуризации».
ЦБ по-прежнему фиксирует прирост просроченной задолженности по займам МФО, подтвердил в среду, 14 октября, начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ Михаил Мамута, однако его темпы замедляются. «Это все еще вызревает просрочка по займам, выданным в конце 2014 г. Но темп ее прироста снижается и становится более-менее сопоставимым с поведением продуктов в банковском секторе», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
Несмотря на то что российский рынок микрофинансирования продолжает расти, темпы этого роста замедлились, констатирует Мамута. По его словам, это связано «как с макроэкономическими факторами, так и с усилением надзора со стороны регулятора» (с начала года реестр МФО покинули более 900 компаний. – «Ведомости»).
За шесть месяцев портфель микрозаймов МФО вырос на 10% против 18% за аналогичный период прошлого года, достигнув 55 млрд руб. Портфель микрозаймов физлицам снизился на 8,5%, тогда как за аналогичный период 2014 г. он вырос на 10%, подсчитали аналитики RAEX.
По итогам 2015 г. портфель микрозаймов вырастет на 25% до 63 млрд руб. за счет микрозаймов физлицам, в том числе за счет усиления активности МФО, специализирующихся на онлайн-микрозаймах, прогнозирует RAEX.
Возможности для экстенсивного роста на рынке МФО также обеспечит переориентация участников рынка на более состоятельных клиентов – бывших банковских заемщиков, полагают аналитики агентства.