Ford Sollers выбирает российских поставщиков
Комплектующие для нового завода двигателей будут поставлять предприятия «Базэла», «Соллерса», Bosch и «Лукойла»Сегодня, 3 сентября, Ford Sollers официально откроет новый завод двигателей на территории ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Он обошелся компании в $275 млн. На первом этапе мощность завода составит 105 000 моторов год, в дальнейшем может увеличиться до 200 000 шт. Здесь будут выпускаться двигатели объемом 1,6 л (мощностью 85, 105 и 125 л. с.). Ими предполагается комплектовать более 30% производимых в России автомобилей Ford, включая Fiesta, Focus и EcoSport.
Большая часть поставщиков будет из России, рассказал представитель Ford Sollers. У них компания будет покупать алюминий (UC Rusal), отливки коленвалов (группа ГАЗ), отливки блоков цилиндров и головок цилиндров, а также крышки коренных подшипников («Соллерс»), поршни (Костромской завод автокомпонентов), свечи зажигания (Bosch) и моторное масло («Лукойл»), перечисляет представитель Ford Sollers. Представители UC Rusal, группы ГАЗ и «Лукойла» это подтвердили. Их коллеги из других компаний на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Это основные детали двигателя, констатирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Прежде всего это сложные в организации производства (из-за оснастки) блоки цилиндров и головки блока цилиндров. За кадром остались распредвалы, шатуны, клапаны, система впуска-выпуска, система управления двигателем, перечисляет эксперт. Все это выпускается в России, но, видимо, производители пока не могут предложить продукт, устраивающий Ford Sollers по цене и качеству, предполагает Удалов.
Условия контрактов стороны не раскрывают. Представитель Ford Sollers отметил, что местные компании будут поставлять основную часть необходимых деталей, но процент локализации двигателей не раскрыл. По оценке Удалова, перечисленные детали по стоимости обеспечат более 50% локализации. К тому же сам моторный завод Ford Sollers помимо сборки будет заниматься механической обработкой коленчатого вала, головки блока и блока цилиндров.
Упали сильнее рынка
Российские продажи Ford в январе – июле 2015 г. упали на 52% до 17 191 шт., группы Volkswagen – на 40,3% до 92 307 шт., гласят данные АЕБ. Весь российский рынок легковых автомобилей и LCV по итогам семи месяцев сократился на 35,3% до 913 181 шт.
Сколько Ford Sollers сэкономит за счет использования собственных моторов, представитель компании не говорит. Эффект будет заметен в долгосрочной перспективе, замечает он. В себестоимости автомобиля на двигатели, как правило, приходится 20–30% затрат, напоминает Удалов. Кроме того, завод будет иметь льготы как резидент ОЭЗ: нулевой налог на имущество, землю и транспорт в течение 10 лет, сниженный налог на прибыль (2–15,5% в зависимости от этапа) и проч., указано на сайте «Алабуги».
До начала выпуска двигателей локализация машин Ford, выпускаемых СП на трех автозаводах в России, составляла в среднем 40%. По итогам года этот показатель вырастет до 45%, говорит представитель Ford Sollers.
Прибавка была бы больше, если бы не текущая формула локализации в соглашении о промышленной сборке: чем слабее рубль, тем ниже уровень локализации, замечает Удалов. Минпромторг и Минэкономразвития сейчас рассматривают возможность внесения в формулу поправочного коэффициента, который нивелирует курсовые колебания. На этом коэффициенте настаивает группа Volkswagen, которая также построила моторный завод в России – в Калуге, рядом со своим автозаводом.
Стоимость проекта Volkswagen – 250 млн евро. Официально завод проектной мощностью 150 000 моторов в год откроется завтра, 4 сентября. Здесь будут выпускаться 1,6-литровые двигатели мощностью 90 и 110 л. с. На заводе будет механическая обработка блока цилиндров, головки блока цилиндров, коленчатого вала и сборка двигателя, сообщал Volkswagen. Составные части двигателя компания будет производить в России, говорил ее представитель, не уточняя подробности. Вчера на вопросы «Ведомостей» он не ответил. Поставщиком алюминиевых сплавов для калужского завода Volkswagen, как и для завода Ford Sollers, стала UC Rusal, говорит представитель этой компании.
В условиях девальвации рубля автопроизводителям выгодно увеличивать закупки у местных поставщиков. Но локализовать двигатель всегда сложно – многое упирается в объемы выпуска, говорит Удалов. По его словам, заявленная мощность каждого из моторных заводов – более 100 000 шт. в год – это «хороший объем», обеспечивающий рентабельность поставок.