Индустрия паразитирует на добыче

Индустрии не хватает факторов роста
Индустрии не хватает факторов роста / А. Махонин / Ведомости

Впрочем, единственный сектор, показавший рост в годовом сравнении, – добыча полезных ископаемых, которая увеличилась на 0,2%. Выпуск обрабатывающей промышленности упал на 7,1%, производство электроэнергии, газа и воды – на 0,8%. Рост промпроизводства продолжается в основном за счет добывающих отраслей, констатирует экономист БКС Владимир Тихомиров.

Промышленное производство в июле упало на 4,7% по сравнению с тем же месяцем 2014 г., сообщил Росстат. Таким образом, индустрия замедлила спад – в июне она сократилась на 4,8%, в мае – на 5,5%. В сравнении с июнем выпуск не изменился после спада на 0,2 и 0,6% в предыдущие два месяца.

По многим позициям в товарах промежуточного спроса (в основном за счет ТЭКа) и потребительского спроса (пищевой промышленности) отмечен рост, заявили «Интерфаксу» в Минэкономразвития. Еще в июле Минэкономразвития писало о замедлении спада в промышленности, отмечая при этом негативный структурный сдвиг: увеличение доли ТЭКа в ВВП за счет обрабатывающих отраслей. С конца 2014 г. доля ТЭКа выросла с 40,5 до 48,8% к июню, а товаров инвестиционного спроса – упала с 23,7 до 14,8%.

Еще не рост, но уже не падение, замечает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов: девальвация поддержала экспортеров, снизились удельные трудовые издержки. Зарплаты растут медленнее, чем цены производителей, сокращается доля трудовых издержек в прибыли, поясняет он. В июле российская нефть марки Urals подешевела к средней июньской цене на 10% (до $55,5 за баррель), курс рубля к доллару снизился более чем на 10%.

Промышленность неплохо справилась со второй волной девальвации, говорит Миронов.

Индустрии не хватает факторов роста

Девальвация не может рассматриваться как положительный фактор, поскольку со временем начинает играть даже против экспортеров, отмечает Тихомиров. Позитивный эффект от девальвации съедает инфляция, которая приводит к росту стоимости кредитов, снижению инвестиций и оборачивается падением экономики в целом, говорит он. Экспорт действительно не получил серьезной поддержки от девальвации, согласен Миронов, о заметном росте несырьевого экспорта остается только мечтать. В условиях слабого рубля лидерами по восстановлению производства выступят экспортеры сырья, удобрений, а также металлурги, цитирует «Интерфакс» заявление Минэкономразвития.

С IV квартала Минэкономразвития ждет постепенного восстановления российской промышленности. Стабилизация промышленного производства – временное явление, основанное на выпуске добывающего сектора и в конечном счете на внешнем спросе, который нельзя назвать стабильным, говорит Тихомиров. Во втором полугодии рост обеспечить будет еще сложнее из-за высокой базы. «Не вижу факторов, которые могли бы сейчас обеспечить рост российской экономики», – признает Тихомиров.