Регионы не могут сократить долги так быстро, как планировалось, признал Минфин
Министерство вынуждено переписывать правила кредитованияРегионы, которые просят кредитов из федерального бюджета для замещения рыночных долговых обязательств, должны обещать, что их долг к 1 января 2017 г. составит не более 70% доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений за 2016 г.), говорится в предложенных Минфином поправках в Правила предоставления кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов. Сейчас регионы должны брать на себя более жесткие обязательства: сократить долги до 50% доходов к 1 января 2017 г. Такие же задачи содержатся в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016–2018 гг. Теперь Минфин предлагает сократить долги до 50% доходов субъекта к 2019 г.
Требования к дефицитам региональных бюджетов также могут быть смягчены. Сейчас регион должен сохранить дефицит таким, каким он был утвержден на 2015 г., Минфин предлагает разрешить увеличивать его максимум на 10% тем регионам, у которых он был меньше. Новый подход выработала трехсторонняя комиссия, сообщил представитель Минфина.
Как в шелках
В 2014 г. у Чукотского автономного округа отношение долга к доходам составило 144%, у Мордовии и Костромской области – 121%, у Карелии – 119%, у Смоленской области – 116%, у Северной Осетии – 115%.
В 2014 г. кредитов было выдано на 149,1 млрд руб., но регионы нарушили взятые на себя обязательства: 14 не справились с дефицитом, 22 – с сокращением долгов (данные Минфина на 1 января 2015 г.). С начала 2015 г. долги выросли еще на 1,5% и достигли 2,12 трлн руб. (предварительные данные Минфина на 1 июля), просроченная задолженность выросла на 22% до 23 млрд руб.
Правда, и доходы пока показывают рост – на 11% за полгода (к тому же периоду 2014 г.), в основном за счет поступлений налога на прибыль (на 26%). Долги и дальше будут расти, а доходы, увеличившиеся за счет налога на прибыль из-за слабого рубля в I квартале, будут падать, прогнозирует директор по региональным рейтингам агентства «Рус-рейтинг» Антон Табах.
Смягчение критериев говорит о признании остроты проблемы, считает ведущий аналитик S&P Карен Вартапетов. Текущие требования Минфина, на которые соглашаются регионы при получении бюджетных кредитов, относительно жесткие. «При плохом результате джентльмены меняют правила игры», – комментирует Табах.
Никто не знает, где рванет и до какого дна мы можем дойти, сетует Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: регионы скрывают реальные риски. Показательных дефолтов не будет – спасли же Московскую область, оптимистичен Табах: кому-то дадут денег по политическим причинам, кого-то погонят на рынок, кому-то помогут кредитами ВТБ и Сбербанк.