Исследование Compass: Москва плохо стартует

Москва заняла 13-е место среди 20 мировых столиц по уровню развития инфраструктуры для стартапов
В Москве, по данным Compass, насчитывается от 2400 до 3800 стартапов. В Кремниевой долине –  от 14 000 до 19 000, в Лондоне – 5400
В Москве, по данным Compass, насчитывается от 2400 до 3800 стартапов. В Кремниевой долине – от 14 000 до 19 000, в Лондоне – 5400 / Е. Разумный / Ведомости

По данным Юрия Митина, директора Стартап-академии бизнес-школы «Сколково», инвестиции в России уменьшаются, число венчурных инвестиций снизилось с $262 млн в I квартале 2014 г. до $213 млн в IV квартале 2014 г. По словам эксперта, фонды предпочли вложения в иностранные стартапы в Восточной Европе, Израиле, США и Сингапуре, нежели в России.

Москва заняла 13-е место в топ-20 городов мира с лучшей инфраструктурой для стартап-проектов. Рейтинг The Global Startup Ecosystem Ranking 2015 составила компания Compass на основе исследования, в ходе которого было опрошено 200 стартаперов из 25 стран, а также данных, которые были почерпнуты из 11 000 исследований о стартап-проектах за последние пять месяцев. Рейтинг сформирован исходя из пяти направлений деятельности стартапов: эффективность инвестирования (по объему сделок по выходу из компаний, по числу стартапов и совершенных инвестиций), возможность доступа к венчурному капиталу и скорость его привлечения, достаточность местных рынков для расширения стартапов и их доля в местном ВВП, а также доступность и квалификация кадров и, наконец, ожидания роста отрасли.

В рейтинге лучшие города для реализации замыслов молодых предпринимателей – американские. Сан-Франциско (Кремниевая долина) ожидаемо на первом месте, на втором – Нью-Йорк, Лос-Анджелес занял третье место. Наилучшую динамику развития по сравнению с 2012 г. показали Берлин (9-е место) и Бангалор (15-е место).

Мало выходов

Москва занимает 4-е место из пяти городов Европы, включенных в исследование. У Москвы есть два показателя, по которым она находится в группе лидеров: по доступности и квалификации кадров (2-е место) и по достаточности местных рынков для развития стартапов (8-е место). По сравнению с прошлым исследованием, которое было проведено три года назад, Москва поднялась на одну строчку.

Аналитики указывают, что у Москвы сокращается объем сделок по выходу из стартапов, из-за чего она занимает теперь лишь 17-е место по индексу эффективности инвестиций, несмотря на то что входит в топ-10 городов мира и топ-3 городов Европы по числу стартапов (3800 фирм). Кроме того, у Москвы наихудший в рэнкинге показатель ожидаемого роста – 1,0.

«Кризис ударил по системе финансирования стартапов. У предпринимателей гораздо меньше возможностей получить инвестиции при высоких рисках. По этой причине часть молодых людей предпочитает работать в качестве наемных сотрудников больших корпораций или трудиться в госсекторе. Другая часть уезжает работать в Кремниевую долину или Сингапур, для того чтобы основать свой стартап там. Но стартап-индустрия Москвы не разрушена, успешные компании продолжают работать, помогая людям экономить, создавая сервисы для этого», – комментирует исследование Алена Попова, гендиректор Gov2Project.

Действительно, многие московские стартапы ориентированы на конечного потребителя. Согласно аналогичному исследованию в 2012 г., среди российских стартапов преобладали B2C-проекты, их число было в 2,5 раза больше, нежели число B2B. Среди иностранных, например в Кремниевой долине, картина противоположная.

В Compass подсчитали, что за последние три года число раундов финансирования стартапов на посевной стадии сократилось на 32%. Для сравнения: в Бангалоре, который занял 15-е место, этот показатель вырос за три года на 53%. Ожидаемо успешными городами с более широким охватом рынка стали Бостон, Париж, Чикаго, Сан-Франциско (Кремниевая долина), Лондон, Лос-Анджелес и Нью-Йорк. Медленный рост Москвы объясняется тем, что рынок широк, ему всегда есть место для движения – русскоязычная потенциальная аудитория составляет около 200 млн человек в России и странах СНГ. Артем Инютин, начальник отдела инвестиций TMT Investments, подтверждает, что стартаперам всегда есть куда масштабироваться, но для быстрого роста на международном уровне не хватает бизнес-навыков, а это тормозит масштабирование.

В Москве, по данным Compass, насчитывается от 2400 до 3800 стартапов. В Кремниевой долине –  от 14 000 до 19 000, в Лондоне – 5400

Больше талантов

На 13-е место в рэнкинге Москву вывели образованные и недорогие кадры. По этому показателю город занял второе место – его обогнал Нью-Йорк. По данным Compass, российские IT-специалисты являются лучшими в мире, но их зарплата на 75% ниже, нежели у аналогичных сотрудников Кремниевой долины. Среднегодовой заработок московского 30-летнего IT-специалиста составляет $36 600, констатируют авторы исследования. Эксперты соглашаются, что данный фактор – самая сильная сторона российской бизнес-среды. По словам Митина, молодых IT-специалистов и дизайнеров на родине удерживает возможность работать на международные компании онлайн и получать зарплату в иностранной валюте. «Наши технологические предприниматели имеют сильную академическую подготовку», – соглашается Гульнара Биккулова, член правления РВК. Три года назад по уровню качества и доступности кадров в стартапах Москва занимала 11-е место. Сильная сторона сотрудников стартапов – техническая подготовка, но при этом у них не всегда есть бизнес-образование и опыт. Только у 37% московских стартаперов есть опыт, а в Кремниевой долине показатель выше – 48%. При этом доля выходов из проектов в денежном выражении среди всех 20 городов рейтинга у Москвы составляет всего 0,1% (от совокупного объема выходов по 20 городам – участникам рэнкинга).

Мрачное будущее

По индексу эффективности инвестиций Москва заняла низкое 17-е место, но три года назад было еще хуже, Москва была на 18-м. С другой стороны, низкие финансовые показатели компенсируются квалифицированными кадрами. Правда, Compass не видит хороших перспектив развития у Москвы: по индексу ожидаемого роста город оказался на самом последнем месте – 20-м. По словам Дмитрия Чихачева, управляющего партнера и сооснователя Runa Capital, низкий индекс роста не доказывает, что Москва не способна сохранить или улучшить положение в мировом стартап-сообществе. По его мнению, в 2015–2016 гг. рынок стартапов оживет. «Венчурные инвесторы начали активно работать в 2010 г., объем инвестиций увеличился примерно в 10 раз с 2010 по 2013 г. Это привело к инфляции ожиданий», – говорит эксперт. Так, сильно выросли ожидания от деятельности стартапов, к тому же между стартапами возникла дополнительная конкуренция за ресурсы, и в эту конкуренцию включились и крупные компании из других отраслей, не имеющих отношения к IТ и высоким технологиям, все начали нанимать программистов и вкладываться в стартапы. «Инвестировать в интернет стало модно», – объясняет Чихачев. По его словам, в результате в конце 2013 г. начался общий спад, количество реальных сделок уменьшилось. В конце 2014 г. из-за кризиса с рынка ушли непрофессиональные венчурные деньги, пришедшие под влиянием моды. Чихачев полагает, что капитал и рост для рынка стартапа – это не основные предпосылки для успеха. «Гораздо важнее сохранить преимущество в талантах и научных разработках. Сегодня инвесторы ушли, а завтра пришли – как это было в 2010–2013 гг. Рост – вещь ситуативная, он может измениться в течение одного-двух лет, а таланты меняются очень медленно», – убежден эксперт.