«Суперджеты» не находят себе места

В этом году ГСС передаст заказчикам больше самолетов, чем произведет, – 30 шт. Среди получателей этих машин – «Сбербанк лизинг» (для «Аэрофлота», всего он должен получить восемь самолетов до конца года), ГТЛК (сделка с ней находится в высокой степени готовности). ГТЛК получит 32 самолета в качестве докапитализации на 30 млрд руб. и передаст их по льготным ставкам авиакомпаниям «Центр-юг», «Ямал», «Оренбуржье» и Red Wings. Среди получателей машин – мексиканская Interjet и китайские авиакомпании, переговоры с которыми сейчас идут.
В конце апреля 2015 г. по завершении совещания, на котором обсуждалась программа развития Дальнего Востока, правительство поручило Минпромторгу совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК; 85,4% акций принадлежит Росимуществу) и «дочкой» ОАК «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) обеспечить загрузку авиапредприятия в Комсомольске-на-Амуре – там собираются самолеты Sukhoi SuperJet. Правительство считало, что производство самолетов должно было остаться минимум таким же, каким было в 2014 г.
Человек, знакомый с ходом совещания, рассказывал, что таким образом федеральное правительство поддержало инициативу администрации Хабаровского края. В 2014 г. было произведено 37 машин, рассказывал представитель ОАК.
До сих пор производство «суперджетов» увеличивалось: с 2007 по 2010 г. было произведено шесть опытных самолетов, в 2011 г. машина стала в серию, было выпущено пять самолетов, в 2012 г. – 12, в 2013 г. – 25.
Выполнить апрельское поручение правительства не удастся, сказали «Ведомостям» представитель ОАК и заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский: в 2015 г. ОАК планирует произвести только 21 машину.
ГСС соберет меньше «суперджетов» из-за того, что авиакомпании сокращают свои заказы, объясняет представитель корпорации. К примеру, авиакомпания «Ютэйр», заказавшая шесть самолетов, на данный момент не исполняет обязательства. Непонятно, переведет ли «Трансаэро» в твердый контракт имеющийся у нее опцион на шесть машин, объявленный в 2012 г., со сроками поставки в 2015–2017 гг.
«Ютэйр» в диалоге с производителем, сказал ее представитель.
По словам главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, сокращение производственного плана уменьшит денежный поток ГСС и усложнит обслуживание кредитов, но это лучше, чем производить самолеты, на которые нет покупателей. Компания замораживает инвестиции в эти самолеты, и возникают убытки. Синицкий напоминает, что такая ситуация сложилась у ГСС в прошлом году: компания выпустила 37 самолетов, а заказчикам передала 27. Пять самолетов было произведено для «Ютэйр» и готово к передаче заказчику, но сделка не была завершена, судьба еще пяти самолетов попросту не известна.
Пять Ту-204 в год
В эксплуатации находится примерно 60 «суперджетов». Стратегия ГСС предусматривает производство 830 самолетов к 2031 г., для этого в год нужно выпускать их более 50. Сейчас завод в Комсомольске-на-Амуре может производить четыре машины в месяц. В бизнес-плане компании – до 60 самолетов в год.
Государство активно поддерживает производство и сбыт отечественных гражданских самолетов. В начале года было решено докапитализировать ОАК из бюджета на 100 млрд руб. с помощью облигаций федерального займа – деньги пойдут на снижение долговой нагрузки ГСС. На конец 2014 г. ГСС была должна банкам как раз около 100 млрд руб. В 2015 г. ГСС также планирует получить госгарантии на $300 млн под кредитную линию в Сбербанке на $600 млн до 2019 г.