Бюрократическое слияние
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) войдет в состав Федеральной антимонопольной службы (ФАС), о таком предложении премьер Дмитрий Медведев сообщил в среду президенту. Объединенное ведомство возглавит руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Решение окончательное, говорят два федеральных чиновника. Цель – оптимизация функций, связанных с антимонопольным регулированием, тарифами монополий, инвестициями и закупками монополий, объясняет один из них, сейчас эти функции распределены между ФАС и ФСТ (см. график).
Пока в ФСТ никакой информации не поступало, говорит представитель службы. О новой структуре можно будет говорить только после получения официальных документов, отмечает его коллега в ФАС. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. Ранее Минэкономразвития тоже хотело изменить схему регулирования монополий, но предлагало создать еще более крупный регулятор: объединить в нем ФСТ, часть функций ФАС и отраслевых ведомств. Цены на услуги госмонополий растут, а их качество – нет, зоны ответственности органов власти определены нечетко, писал Медведеву замминистра экономического развития Николай Подгузов.
Пока система управления монополиями такова: Минэкономразвития вырабатывает госполитику, ФСТ формирует тарифную сетку и контролирует ее применение, ФАС обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре и решает споры, отраслевые ведомства готовят и утверждают инвестпрограммы. Теперь регулировать тарифы и контролировать их применение будет ФАС, рассказывает сотрудник антимонопольной службы, будет труднее лоббировать повышение тарифов в ущерб потребителям.
По данным Минэкономразвития, с 2007 по 2014 г. железнодорожные тарифы увеличились на 91,9%, газ для населения подорожал на 211,4%, для промышленности – на 177,6%, электроэнергия для населения – на 109,1%, для промышленности – на 127,2%. Тарифы повышают для финансирования инвестпрограмм монополий, но из-за этого растет нагрузка на экономику, писало Минэкономразвития. Увеличение тарифов естественных монополий на 10% ведет к росту потребительских цен на 4,6%, подсчитали эксперты ВШЭ. Повышение тарифов с 1 июля привело к росту цен сразу на 0,7% в первую неделю.
Объединение двух органов и их укрупнение сэкономит госсредства, сократятся расходы на одного сотрудника, надеется директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков. Расходы федерального бюджета в 2015 г. на оплату сотрудников ФАС, включая региональные органы, составляют 1,4 млрд руб., цена аппарата ФСТ – 330 млн руб. (общие расходы – 1,6 млрд и 642 млн соответственно). Но у ФСТ нет прямой федеральной вертикали, ее региональные органы подчиняются местным властям, отмечает гендиректор Института естественных монополий Юрий Саакян, связанные с этим проблемы, например непрозрачность тарифных решений, сохранятся.
ФСТ выступает в качестве лоббиста компаний, а ФАС – их оппонент, рассуждает федеральный чиновник, объединение двух служб может стать неприятным дополнительным давлением для монополий. Решение плохое, критикует старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, если ведомства объединить, исчезнет элемент внутреннего соревнования. Ведомство не может само себя контролировать, продолжает Новиков, а именно это предлагается делать ФАС. Регулирование тарифов должно стать функцией ФАС, не согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, но вопрос в том, справится ли служба с новыми полномочиями.
Потребители монополий пока оценивают плюсы и минусы от слияния ФАС и ФСТ, говорит сотрудник металлургической компании. Это оптимизация системы госуправления и контроля, считает сотрудник естественной монополии.
Деятельность ФСТ вызывает много вопросов, говорит сотрудник строительной компании, но, собрав все функции под одной крышей и создав мегарегулятора, проблему не решить. Поможет ли бизнесу слияние, зависит от политической воли, считает федеральный чиновник.-
В подготовке статьи участвовали Маргарита Папченкова, Милана Челпанова, Виталий Петлевой, Александра Терентьева