Выставка «Меж двух миров» в Еврейском музее оказалась мрачноватой, но познавательной

Она рассказывает о традиционных похоронных обрядах и их важности для евреев
Материал выставки требует сосредоточенного внимания
Материал выставки требует сосредоточенного внимания / А. Гордеев / Ведомости

Полное название выставки в Еврейском музее и центре толерантности – «Меж двух миров. Память о человеке и бессмертие души в еврейской культуре». Однако она не про понятия об аде и рае, которые в иудаизме обозначены совсем не так определенно, как в других мировых религиях. Она об обряде погребения и еврейских кладбищах.

В центре выставки стоит очень эффектная черная металлическая карета-катафалк начала ХХ века из местечка Красна-Залуэ в Трансильвании. Вокруг нее по стенам плотно в ряд развешаны фотографии надгробий с еврейских кладбищ. Они в натуральную величину этих самых надгробий и напечатаны на чем-то толстом, поэтому выглядят весьма натуралистично. Перед ними витрины с различными предметами, связанными с похоронными ритуалами. Ничего веселого, все очень серьезно.

Злой диббук

Название выставки взято из пьесы «Диббук. Меж двух миров» писателя и этнографа С. Ан-ского. По ее сюжету – в прекрасную Лею вселяется злой дух-диббук ее умершего жениха, цадик изгоняет его, но девушка умирает – было снято несколько фильмов, а Леонард Бернстайн написал балет.

Поскольку, как подчеркнуто в пояснительных текстах на выставке и в каталоге, кладбище – место «перехода человека из мира живых в мир вечности». Там же приводятся слова средневекового философа Моисея Маймонида: «Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет имя Его благословенно, а память о Нем пребудет во веки веков». В общем, это почти все, что сказано о мистической стороне дела, никаких популярных в христианстве видов потусторонних миров – обителей праведников и грешников.

Минимум на выставке и художественного – только одна картина, хотя виды еврейских кладбищ многократно запечатлены в живописи и графике, а затейливая резьба надгробий повлияла на еврейских художников ХХ века. Но выставка «Меж двух миров» этнографическая, создана на основе научных экспедиций и совместно с Музеем истории евреев в России. А на такой допустимо и большое количество фотографий, и безразличие к эстетике. Зато на ней хотя и мрачно, но интересно, можно узнать то, о чем повода не было задумываться.

Поскольку похороны были исключительно важным делом, то в общине – а материал выставки связан с жизнью восточноевропейских евреев – выбиралась группа людей, ответственных за проводы усопших. В нее входили самые уважаемые и состоятельные мужчины, следившие за правильностью исполнения обрядов, утешающие родственников и собирающие пожертвования. Предметы, принадлежащие этим погребальным союзам, представлены в экспозиции: регистрационные книги, бланки, массивная кружка для пожертвований с цитатой из пророка: «Милостыня спасет от смерти».

Поскольку омовение покойника было важнейшей частью подготовки к похоронам, то кувшин и расческа становятся не только ритуальными предметами, но и символическими. На многих показанных на выставке поминальных листах – они назывались йорцайт – вместе с календарем поминовений, изображениями кладбищ и мест захоронения можно увидеть расчески. Графика этих листов своеобразна и часто нарядна, примечательно, что на них вопреки традиции в ХХ веке начали появляться фотографии умерших. Внешний мир влиял на евреев, они на него тоже.

Отдельная тема выставки – «святые могилы». На могилах праведников-цадиков принято было оставлять записочки с просьбами, чтобы они там похлопотали за живущих. В некоторых местах записки оставляли и местные жители, не принадлежащие к еврейской общине, и им цадики тоже помогали, понимали, видимо, кириллицу.

Но самое, пожалуй, интересное – это фотографии надгробий и расшифровка надписей на них. Для не знающих ни иврита, ни идиша ряды таинственных знаков кажутся частью орнамента. Но они обязательно оповещают об имени умершего и его отца и дате смерти. Дата рождения не приводится как малозначимая. Кроме этого на могильной плите могут быть сведения о профессии покойника (например, переписчик Торы), важных фактах его жизни (допустим, паломничество на Святую землю). Изображения животных и птиц могут персонифицировать имя или фамилию покоящегося под плитой, рядом допускается соответствующая цитата из Пятикнижия. «Вол знает владельца своего», – написано под изображением быка на надгробии умершего почти 200 лет назад Моше Шора, шор на иврите – бык.-

До 23 августа