Можно не исполнять, но нельзя игнорировать
Конституционный суд потребовал уважения к решениям международных инстанций по жалобам российских гражданКонституционный суд (КС) напомнил о необходимости следовать добровольно взятым на себя Россией международным обязательствам. Государство не должно оставлять без внимания решения международных инстанций, даже если они не носят обязательного характера, говорится в определении КС по жалобе Дениса Матвеева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 413 УПК. Как следует из материалов дела, житель Набережных Челнов правозащитник Матвеев был задержан в июле 2009 г. за покушение на сбыт наркотических средств. Доказательства против него были получены с помощью контрольной закупки. В марте 2010 г. городской суд признал его виновным и приговорил к семи годам лишения свободы, но в 2013 г. действующая при Совете ООН по правам человека Рабочая группа по произвольным задержаниям решила, что лишение Матвеева свободы носило произвольный характер, т. е. проходило с нарушением международных норм. Защита Матвеева обратилась в Верховный суд с просьбой пересмотреть дело, но тот отказался: мнение Рабочей группы не относится к числу законных оснований для возобновления производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств (статья 413 УПК), решил судья. Тогда Матвеев пожаловался в КС: получается, что нормы УПК противоречат Конституции, которая гарантирует право на защиту в международных инстанциях. КС таких противоречий не нашел. Хотя мнение Рабочей группы не является обязательным к исполнению, Российская Федерация не может оставить его без последствий, иное бы ставило под сомнение исполнение Россией международных обязательств и собственной Конституции, говорится в определении суда. Если нарушения подтверждены и их устранение невозможно без пересмотра решения суда, то прокурор должен внести соответствующее представление, определил КС. А если он откажется, то его решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Что за группа
Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям была создана в 1991 г. – это специальный орган ООН, созданный для расследования случаев произвольных лишений свободы на любой стадии. Группа состоит из пяти экспертов, назначаемых после консультаций с Советом ООН по правам человека.
КС не в первый раз подтверждает закрепленный в статье 15 Конституции приоритет международного права, однако на сей раз он делает это в очень ответственный момент: в ближайшее время ему предстоит принять решение по запросу депутатов Госдумы о необходимости исполнять решения ЕСПЧ.
Очень важно, что КС подтвердил приоритет международного права, говорит адвокат Матвеева Михаил Голиченко. Он отмечает, что ЕСПЧ и Рабочая группа с большим уважением относятся к российской судебной системе, оставляя за ней право решать, как именно должны быть исправлены обнаруженные нарушения: «Это вполне гибкий подход, и жалобы на покушение международных правовых институтов на национальный суверенитет – просто истерика, не основанная на праве и фактах». Адвокат признается, что «не совсем понимает» роль прокурора в процедуре пересмотра дела, но обещает обратиться в надзорное ведомство. Пока шли все разбирательства, его подзащитный уже вышел на свободу, но может быть поставлен вопрос о справедливой компенсации, рассуждает Голиченко. На уровне общих принципов все очень красиво заявлено, но на практике суды давно научились обходить предписания международных инстанций и реального изменения к лучшему судьбы заявителей не происходит: как правило, они либо не находят оснований для пересмотра, либо подтверждают ранее принятое решение, констатирует Кирилл Коротеев из «Мемориала». Он напоминает, что именно необязательностью исполнения решений ЕСПЧ представители органов власти на слушаниях в КС обосновывали конституционность присоединения России к Европейской конвенции о правах человека.