Особые экономические зоны в России
Для оценки эффективности особой экономической зоны (ОЭЗ), особенно если она на начальном этапе развития, недостаточно одного показателя. Например, большой объем привлеченных инвестиций на один бюджетный рубль может быть следствием успешной договоренности всего с одним крупным резидентом или небольших затрат государства: ни то ни другое не гарантирует, что в зоне созданы привлекательные условия для инвесторов и оптимальная инфраструктура. Поэтому при анализе работы ОЭЗ принято использовать комплекс факторов.
Так, Минэкономразвития РФ ежегодно оценивает каждую ОЭЗ по пяти группам количественных показателей: эффективность ОЭЗ в целом и отдельно ее управляющей компании, деятельность ее резидентов, эффективность государственных вложений в развитие зоны, влияние зоны на социально-экономическое развитие региона. Каждая зона получает оценку по 5-балльной шкале, затем Минэкономразвития составляет собственный рейтинг.
Есть и международные рейтинги особых экономических зон, в которых принимают участие и российские ОЭЗ. FDI Intelligence (подразделение Financial Times, специализирующееся на прямых инвестициях) составляет международный рэнкинг, выделяя несколько лидирующих зон в различных регионах мира. Для оценки зон специальное жюри изучает материалы об условиях для инвесторов, предоставленные самими ОЭЗ, их национальными кураторами и резидентами.
Лидеры среди российских ОЭЗ пока бессменны – это «Алабуга» в Татарстане и Липецкая ОЭЗ: и та и другая имеют высший балл в рейтинге Минэкономразвития и отмечены наградами FDI Intelligence. Среди российских производственных зон они лидеры по привлеченным инвестициям. В этой публикации отмечены зоны всех четырех типов с наибольшим количеством официально зарегистрированных резидентов по сравнению с другими ОЭЗ той же категории. Данные всех остальных зон, с меньшим количеством резидентов на момент мониторинга Минэкономразвития, собраны в таблице. Использовались материалы ежегодного мониторинга Минэкономразвития.