Нужен ли берег турецкий

«Яндекс» может уйти из Турции в 2016 г., если ему не удастся нарастить там аудиторию
«Яндекс» может уйти из Турции в 2016 г., если ему не удастся нарастить там аудиторию / Е. Разумный / Ведомости

«Яндексу» не удается добиться существенных успехов на турецком рынке, и компания потенциально может уйти из Турции в 2016 г., если не сможет достичь прогресса. Такой вывод сделали аналитики инвесткомпании «Атон» из слов директора по связям с инвесторами «Яндекса» Екатерины Жуковой. Встреча представителей «Атона» с Жуковой произошла 3 июня этого года, говорится в сообщении «Атона».

Развитие бизнеса в Турции привело к тому, что рентабельность по EBITDA российской компании снизилась на 2–3 пункта, говорится в записке «Атона», и этот эффект усиливается из-за девальвации рубля. Менеджмент «Яндекса» видит спрос со стороны правительств европейских стран на альтернативные поисковые системы (Google не очень любят в Европе), однако сейчас вероятность географической экспансии «Яндекса» невелика, резюмируют аналитики «Атона».

«Яндекс» начал работу в Турции осенью 2011 г. Это было первым выходом российского поисковика на рынок дальнего зарубежья. Тогда основатель «Яндекса» Аркадий Волож говорил, что для компании это «большой эксперимент». «Мы учимся на Турции», – говорил он. По его подсчетам, для того, чтобы компания смогла вести в стране полноценный бизнес и продавать рекламу, ей нужно получить в стране 10–20% доли поискового рынка. С тех пор «Яндексу» удалось получить на турецком рынке около 5%. Самым популярным поисковиком в Турции остается Google.

«Яндекс» продолжит работу в Турции, говорит представитель компании Ася Мелкумова: «Мы активно развиваем свое присутствие в Турции, и как результат – мы серьезно улучшили качество поиска. И по внутренним оценкам, и по оценкам внешних исследователей, поиск «Яндекса» в Турции превзошел конкурирующие продукты». Как и раньше, Турция – это ключевой эксперимент компании, добавляет она.

Человек, присутствовавший на встрече с представителями «Яндекса», говорит, что у него не сложилось впечатления, что компания уже приняла решение о закрытии турецкого проекта. «Яндекс» ежегодно пересматривает свои инвестиции и обсуждает их на совете директоров, рассказывает он.

Сотрудники «Яндекса» не говорили аналитикам про возможное закрытие бизнеса в Турции. Написанное в отчете «Атона» – «частное мнение аналитика», уверяет близкий к «Яндексу» человек.

«Яндекс» всегда активно продвигал свои сервисы в Турции. Например, этой весной ему удалось заключить соглашение с компанией Mozilla – разработчиком популярного браузера Firefox: «Яндекс» стал поиском по умолчанию в Firefox на территории Турции. Раньше у Mozilla был заключен трехлетний контракт с Google, по условиям которого в Firefox во всем мире основным поисковиком был именно Google. Однако в этом году контракт с Google закончился и не был продлен.

«На окончательное решение о появлении «Яндекса» в турецком Firefox повлияли результаты тестов: в течение месяца Mozilla тестировала специальную сборку Firefox с поиском «Яндекса» по умолчанию», – рассказывала ранее Мелкумова. Через месяц выяснилось, что, когда турецким пользователям предложили «Яндекс» вместо Google, большая часть осталась с «Яндексом», утверждала она.