Какой благотворительный фонд в России не вызовет претензий у Минюста
Тезис о том, что НКО выполняют часть функций государства, приобрел почти законченную формуВ понедельник Совет по правам человека при президенте попросил прощения у Дмитрия Зимина и Евгения Ясина за «оскорбительный ярлык «иностранных агентов», наклеенный на возглавляемые ими фонды Минюстом. 38 членов СПЧ (во главе с председателем) из 62 заявили об «осознании доли своей личной ответственности за политику», которую государство проводит в отношении НКО. То есть гражданские активисты, считающие себя ответственными за действия государства, попросили прощения у других гражданских активистов, считающих себя ответственными за развитие науки и образования в стране.
Известный тезис, что НКО выполняют функции государства, от которых оно самоустранилось, приобрел почти законченную форму. Государство может чувствовать себя как хочет (Минюст подал в суд на фонд Зимина «Династия» за нарушения порядка деятельности НКО – иностранного агента): одни общественники за него поработают, а другие извинятся перед первыми за лишение возможности работать. Впрочем, преувеличивать долю делегируемых полномочий не стоит. СПЧ обещает добиться отмены решения Минюста через суд и призывает исправить плохой закон об НКО – иностранных агентах. Это вызывает большие сомнения: эффективность собственно правозащитной деятельности СПЧ невелика, особенно в громких публичных вопросах (экспертиза по второму делу ЮКОСа, протесты против «антисиротского закона», призыв изменить меру пресечения для Надежды Савченко).
Финансирование научных и образовательных программ «Династии» Зимин осуществлял из личных денег (с зарубежных счетов); ярлык «иностранного агента» не позволит фонду работать с бюджетными учреждениями.
В понедельник же «Коммерсантъ» написал о другом большом благотворительном фонде, который тоже выполняет часть государственных функций. Региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова работает преимущественно в Чечне, финансирует строительство, помощь малоимущим, культурные учреждения и мероприятия, гуманитарную помощь Сомали и Донбассу, паломничества в Мекку, религиозные праздники и форумы, футбол, бокс, приезды знаменитостей, покупку мотоциклов для «Ночных волков». Все бы хорошо, но фонд, зарегистрированный Минюстом в 2004 г., перед Минюстом не отчитывается – в базе на сайте министерства отчетов нет. И у Минюста это вопросов не вызывает (хотя по закону НКО, получающие более 3 млн руб. в год, обязаны подробно отчитываться). Формирование доходной части фонда непрозрачно, многие учрежденные им коммерческие компании также не предоставляют отчетности, пишет «Коммерсантъ». Зато они получают значительную часть госконтрактов в республике. В формировании средств фонда участвуют крупные бизнесмены и рядовые бюджетники: журналисты «Коммерсанта» приводят свидетельства того, что сотрудники чеченских предприятий и учреждений добровольно-принудительно жертвуют в фонд часть зарплаты.
Если учесть, что Чечня на протяжении многих лет – один из главных получателей федеральных трансфертов, то здесь еще одно явное отличие от фонда Зимина. Деньги чужие, поступают и тратятся непрозрачно – у Минюста претензий нет. Государство можно замещать по-разному.