Россияне за многое не привыкли платить
Коснусь кризисной ситуации прошлого года. Она нас также затронула и не сказать чтобы позитивно повлияла на наши показатели и стратегию. Тем не менее, как нам кажется, мы достаточно быстро среагировали и выработали решения для наших партнеров – операторов платного ТВ. Они основаны на фиксации курса и разделении валютных рисков. Следует отметить, что с нашей стороны эти решения были в значительной степени в формате уступок, поскольку мы продолжаем платить за контент, который производим за рубежом, в иностранной валюте.
Все законодательные изменения нас также коснулись. На всех рынках, где мы присутствуем, мы всегда действуем в легальном поле и выполняем все требования законодательства страны, где находимся. В данном случае это Россия. Поэтому рекламу на наших каналах нам пришлось с 1 января 2015 г. снять. Нам еще предстоит несколько новых законодательных инициатив, скажем так, освоить, но об этом мы дадим комментарии позже.
По поводу точек роста. Слушая коллег и думая о том, что мы сами делаем, какова наша скорректированная в новых условиях стратегия, я бы выделил четыре ключевых момента, в которых мы видим рост и перспективы.
Григорий Лавров
Окончил филологический факультет СПбГУ по специальности «лингвистика». В 2003–2011 гг. работал в издательском бизнесе – в журнале «Афиша. Все развлечения Петербурга», в журнале Maxim, издательский дом Hachette Filipacchi Shkulev, менеджером по маркетингу. В Discovery – с 2011 г.: менеджер по маркетингу в Северо-Восточной Европе, директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе, с 2015 г. – в настоящей должности.
Первое – это, конечно, контент, который был точкой роста еще 30 лет назад, когда Discovery появился как канал. Качественный контент был нашим ключевым ресурсом и продолжает им оставаться. В прошлом году мы инвестировали в контент $2 млрд. В этом году мы планируем увеличить инвестиции в долларовом эквиваленте, несмотря на ситуацию, сложившуюся с валютой. Кстати, речь идет не только о России, но и о других странах, потому что доллар вырос не только к рублю. Соответственно, в ряде стран у нас похожая ситуация, хотя, может быть, не настолько драматичная, как в России.
Однако, повторюсь, мы продолжаем инвестировать в контент и увеличивать эти инвестиции, потому что для нас это важно. Важно еще и потому, что с недавних пор наше портфолио расширилось за счет спортивных каналов. Это расширяет сферу нашей деятельности, но и заставляет увеличивать инвестиции. Потому что, как вы знаете, спортивные права [трансляции] – это отдельный и весьма затратный рынок.
Второе – локализация. Может быть, в нынешней ситуации это прозвучит несколько парадоксально, но мы рассматривали ее как точку роста даже в прошлом году, потому что у зрителей в России есть в том числе запрос и на контент местного производства. Программы, которые мы производили и продолжаем производить в России, пользуются спросом у аудитории – как нашей, так и эфирных каналов. Я в данном случае имею в виду «Первый канал», с которым мы делали совместный проект в прошлом году. К сожалению, в этой области нам приходится немного пересматривать стратегию – к этому вынуждают текущие экономические и законодательные вызовы. Но пересматривать не означает прекращать. Мы по-прежнему видим перспективу в локализации, и наша стратегия локализации никуда не исчезла.
Третий момент – новые технологии и новые среды. Мы относимся к этому достаточно осторожно и пока оцениваем. Ценность платного ТВ будет сохраняться, поэтому все, что мы делаем, мы стараемся осуществлять в сотрудничестве с нашими ключевыми партнерами – операторами платного ТВ. Значит, мы стремимся всячески поддерживать и помогать развивать те новые технологии, которые претворяют в жизнь наши партнеры. Тем более что наши собственные исследования показывают, что современный зритель хочет получать контент на разных платформах – где ему удобно и когда удобно. Однако мы видим операторов платного ТВ экспертами в этом направлении: вы лучше знаете, как доставлять сигнал до абонентов, как лучше выходить в новые способы доставки этого сигнала.
Здесь упоминался НВО и сервис HBO Now. Мы за этим тоже пристально следим, это интересная модель для изучения. Но когда мы приводим примеры с американского рынка, нужно всегда помнить, что в США изначально сложилась несколько иная ситуация и американцы – это люди, более склонные платить за контент. И если в модели, которую мы все вместе пытаемся привить в России, содержится понятие, что контент – это тоже деньги, контент – это нечто, за что нужно платить, то в США ничего прививать не приходится, потому что люди сразу на это настроены.
Здесь мы плавно переходим к четвертой – не столько даже точке роста, сколько точке сохранения нашего общего бизнеса. Это, конечно, борьба с пиратством.
Discovery Networks International LLC
Международная сеть телеканалов. Совладельцы: американская медиагруппа Discovery Communications, Inc. (почти все акции которой находятся в свободном обращении). Финансовые показатели (2014 г.): выручка – $3,2 млрд, операционная прибыль – $840 млн. Аудитория сети насчитывает около 2,8 млрд подписчиков более чем в 220 странах. Транслирует 48 телеканалов, включая Discovery Channel, TLC, Animal Planet, Eurosport и др.
Мы все, говоря о новых технологиях, о контенте, о доставке контента до потребителя, оперируем легальным полем. Но не нужно забывать, что в России пока, к сожалению, огромное нелегальное поле распространения контента. Часть нашей миссии мы видим в том, чтобы с этим бороться, для этого мы привлекаем специальные силы и специально обученных людей. Может быть, это и не есть непосредственно точка роста, но это работа, которую необходимо делать, чтобы в дальнейшем обеспечить рост. Если мы будем вкладывать миллиарды долларов в контент, делать программы супервысокого качества, а они будут сливаться в сеть и их можно будет посмотреть бесплатно и нелегально – от этого не выигрываем ни мы, ни операторы платного ТВ, ни в конечном счете зритель. Вкладывать миллиарды, а завтра не получить отдачи от инвестиций – в дальнейшем тогда производить качественный контент будет не на что.
Но в целом мы с оптимизмом смотрим в будущее, и я уверен, что нам всем вместе еще многое предстоит сделать в России. Времена наступают очень интересные.
Автор - старший директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе