Сети связи нужны как вода и электричество

С одной стороны, мы создаем некоторые возможности для бизнеса, чтобы он удешевлял стоимость своих услуг, строил сети связи, улучшал качество. С другой – поскольку бизнес – это отнюдь не овечки, которых можно выпустить вольно пастись, а зачастую довольно диковатые зверушки, за которыми надо все-таки наблюдать, мы развиваем конкуренцию.

Это второе направление нашей стратегии. Конкуренция – это, конечно, лучший инструмент для того, чтобы все принимало цивилизованные формы и было доступно для абонентов.

И конечно, контрольный надзор в тех или иных формах. При реализации этих направлений мы стараемся исходить если не из полного отказа от запретительных норм, то хотя бы из минимизации, стараемся больше сосредоточиться на предоставлении возможностей.

Широкий спектр

Значительная часть нашей работы – развитие использования радиочастотного спектра. Вводя принцип технологической нейтральности, мы не загоняли туда операторов, они сами воспользовались этой возможностью и уже переоформили 39 лицензий. И в 77 субъектах РФ этот принцип реализуется, несмотря на то что он принес операторам некие обременения.

Михаил Быковский

Имеет высшее юридическое образование и более чем 10-летний опыт профессиональной деятельности, в том числе правовой поддержки крупнейших российских компаний в сфере телекоммуникаций и электронных платежей. В феврале 2013 г. поступил на государственную службу и работает в Минкомсвязи РФ в настоящей должности. В сферу компетенции входят участие в определении государственной политики в области регулирования радиочастот и сетей связи, подготовка и сопровождение проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых департаментом регулирования частот и сетей связи.

Далее, мы разрешили совместное использование базовых станций, с тем чтобы операторы могли ставить одну базовую станцию на всех. И это также было востребовано. Два оператора сотовой связи этим воспользовались в полной мере и недавно анонсировали запуск совместной сети (МТС и «Вымпелком». – «Ведомости»).

Мы сделали новую методику расчета платы за использование радиочастотного спектра, с тем чтобы оператор не платил за базовую станцию. Мы говорим: «Заплати сразу за всю полосу, которая тебе выделена, а количество базовых станций на оплату не должно влиять». Собственно, это и подталкивает операторов улучшать качество, улучшать покрытие.

Теперь про уведомительный порядок. Сразу скажу, что мы обсуждаем возможность уведомительного порядка регистрации РЭС (радиоэлектронных средств) и получения РИЧ (разрешения на использование радиочастот). Но тут проблема кроется в том, что нужно организовать взаимодействие между органами, которые участвуют в этом согласовании. Мы полагаем, что для этого потребуется создание какой-то межведомственной базы данных. Мы над этим работаем в последний год. Продвигается достаточно тяжело, но мы предполагаем, что до конца года что-то в этом направлении будет сделано.

В качестве первой ласточки мы установили 100%-но уведомительный порядок ввода сетей в эксплуатацию с нового года. Он уже работает. Конечно, возникают какие-то правоприменительные и технические вопросы, но они легко разрешаются <...>

Сделали мы практические шаги и в организации аукционов на частоты. Правительством принято соответствующее постановление, которым внесены изменения в порядок проведения торгов. Теперь аукционы на частоты будут всегда. В соответствии с постановлением условия аукционов теперь формирует Минкомсвязи, а организует и проводит Роскомнадзор.

Что касается того, что операторам приходится считать деньги, – они всегда их считали независимо от того, кризис или не кризис. Они их снова посчитают и выйдут на аукцион с соответствующим предложением. Может быть, оно будет меньше, но в любом случае это будет справедливо. Ресурс выделяется на 10–15 лет. Кризис закончится, условно говоря, через год-два, но он не должен повлиять на принцип распределения частот, потому что аукционы – это справедливо и честно. Просто, может быть, в кризис мы получим чуть меньше денег.

Постучаться в дом

Мы предполагаем дальше развивать и предоставлять рынку возможности по развитию собственной инфраструктуры и ее удешевлению. В частности, мы продолжим работу по упрощению предоставления операторам государственной муниципальной собственности. Не так давно в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, которые позволяют размещать на государственных землях сети и объекты связи без проведения конкурсов или аукционов. Правда, это касается исключительно земель.

Что касается жилых объектов, здесь есть определенные трудности. Действительно, у нас есть положительный опыт работы с правительством Москвы, и мы его будем тиражировать. Но ключевая проблема в том, что мы не можем никак, в том числе и с участием самих операторов, понять, какие же объекты им конкретно нужны. К сожалению, не получается сказать, мол, «дайте доступ ко всем объектам». Государство в лице Минобороны, МВД и иных ведомств, владеющих большим количеством недвижимости, говорит: «Коллеги, все-таки расскажите, куда же вы хотите попасть?» Пока только по Москве нам удалось согласовать с операторами перечень этих объектов, договориться и в дальнейшем отработать. По всей России это, конечно, гораздо более серьезная работа, на которую требуется больше времени.

Теперь по доступу к многоквартирным жилым домам – действительно, это ключевая проблема для организации «последней мили». В таких домах много собственников, и, чтобы оператору попасть в дом, ему нужно согласовать свой заход с 2/3 этих собственников, а это просто нереально на практике. Поэтому операторы у нас приходят явочным порядком. Это как раз тот самый [диковатый] бизнес. Приведу пример. В городе N один оператор, вообще не уведомив жильцов, пробил по всем стоякам трубы, расположился, протянул линии. И, более того, теперь еще предлагает другим операторам пользоваться исключительно его трубами. Хотя должен понимать, что он там находится незаконно и в любой момент его могут попросить «на выход».

Но в целом по всей стране операторы находятся в домах на птичьих правах, и очевидно, что нужно как-то помочь. Естественно, таким образом, чтобы все было прозрачно и всем доступно. Между тем управляющие компании и другие участники рынка начинают пользоваться ситуацией и вымогать деньги у операторов.

У нас есть подготовленный законопроект. Основная сложность всегда в том, что приходится решать вопрос с правом собственности, а оно неприкосновенно. Поэтому, если жилец говорит: «Что вы тут поставили свой роутер, я не хочу», и подает иск, роутер убирают.

Мы провели исследование и поняли, что уже есть на практике истории, когда права собственности не то чтобы обходятся, но прописывается порядок их реализации в особых случаях – таким, например, является необходимый капремонт. Вы живете в доме, у вас есть ваша собственность, квартира и совместная – именно дом, который надо поддерживать, потому что иначе он рухнет, а это вопрос безопасности. Так что, если жильцы в течение года не решают вопрос с тем, как они поддерживают эту общую собственность, это решают за них – путем назначения им управляющей компании.

Наша позиция такова: сети связи сейчас так же важны, как вода или электричество. Они обеспечивают право граждан на доступ к информации, к интернету и ко многому, без чего невозможно представить современную жизнь. Более того, через них осуществляется оповещение о чрезвычайных и экстренных ситуациях.

Поэтому законопроект предусматривает, что, если жильцы в течение года не решили вопрос о заходе в их дом телекоммуникационного оператора, за них это делает муниципалитет: проводит конкурс и выбирает. А управляющая компания подписывает с этим оператором договор. Этот договор становится публичным. Любой другой оператор может на таких же условиях зайти в этот дом, потому что, еще раз повторюсь, мы думаем о конкуренции.

Другая наша инициатива связана с тем, чтобы дома предполагали размещение на них современного телекоммуникационного оборудования. Мы разработали поправки в соответствующие СНиПы (строительные нормы и правила), которые должны обязывать проектировщиков закладывать инфраструктуру с учетом размещения средств связи. Теперь мы договариваемся с Минстроем, как это будет выглядеть, и, я думаю, до конца года эту работу тоже завершим.

Как потратить

Про универсальные услуги могу сказать следующее. Как вы знаете, не так давно был принят закон о внесении изменений в закон о связи, который вопрос с универсальными услугами решил следующим образом.

Все средства фонда [универсальной услуги], за исключением тех, что тратятся на поддержание базы данных перенесенных номеров, образуют некий [денежный] пул и отдаются государственному подрядчику, который на эти деньги обеспечивает населенные пункты с 250–500 жителями волоконной оптикой и точками доступа. Плюс он поддерживает уже существующую инфраструктуру.

Зачем это было сделано. Нам показалось, что до сих пор эти средства тратились не очень эффективно – фактически на них купили и поставили таксофоны, из которых половина не работала. Поэтому мы решили сделать так, чтобы средства, во-первых, были вложены в волоконно-оптические линии связи, которые являются поистине хребтом для всей инфраструктуры связи. И чтобы эти линии дошли до отдаленных населенных пунктов, тех самых, где 250–500 жителей. Мы полагаем, что впоследствии эти линии будут базой для разнообразной инфраструктуры.

Измерение качества

Отдельно хочется сказать про качество – как к этому вопросу подходило и подходит министерство. Мы не заставляем операторов держать какой-то минимальный порог качества. Мы просто расскажем, каким образом качество должно мериться. Грубо говоря, мы должны вытащить операторов на свет божий, чтобы они официально и честно информировали абонентов, какое качество у них в конкретной точке. А уж абонент сможет тогда сознательно делать наилучший для себя выбор. Потому что, как мы видим, абоненты часто, заключая договор с тем или иным оператором, не понимают, что, допустим, у него на даче конкретный оператор работает хуже или лучше конкурента. Поэтому в сочетании с принципом NMP (возможность сохранения номера мобильного телефона при смене оператора), внедренным год назад, это все должно простимулировать конкуренцию не в плане тарифов (они в России и так достаточно низкие в сравнении с Европой), а с точки зрения качества.

В недавно принятые единые правила оказания услуг телефонной связи мы внедрили норму, согласно которой операторы мобильной связи должны уведомлять абонентов об изменении тарифов. Потому что абоненты просто не знали, по какому конкретно тарифу обслуживаются, поскольку оператор их менял, размещая информацию у себя на сайте, на не известной никому странице. Теперь вам должно приходить sms-сообщение с уведомлением об изменении тарифа и указанием, где можно посмотреть информацию.

Автор -  заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомcвязи РФ

Вопросы модераторов

Игорь Цуканов, заместитель главного редактора «Ведомостей»: Минкомсвязи уже высказывалось в том смысле, что связь – это не та отрасль, где реальное импортозамещение возможно в больших масштабах. Но все-таки какая позиция у министерства относительно большего использования отечественного оборудования и средств связи?
Михаил Быковский: Безусловно, мы должны стимулировать эту историю. Более того, 3 апреля был утвержден план по импортозамещению. Предварительно была проведена оценка, сколько у нас используется импортного оборудования и импортного ПО, что из этого возможно заменить уже сейчас. Установлены некоторые целевые показатели KPI, к которым нужно двигаться.
В ближайшее время мы планируем издать соответствующий документ. Мы не собираемся впрямую заставлять использовать отечественную продукцию, но если происходит госзакупка или компания с госучастием захочет закупить импортное оборудование при наличии отечественного аналога, то придется обосновать, чем импортное лучше и почему больше соответствует целям закупки. В противном случае такой покупатель должен будет закупать отечественное ПО или отечественное оборудование.
Игорь Цуканов: Что такое отечественный аналог? Какой продукт считается аналогичным?
Михаил Быковский: Критерии тоже будут разработаны. И уже ведется работа по организации тестовой площадки (насколько я знаю, это в Башкирии), которая позволит продукт разобрать, условно говоря, на винтики и понять, что это действительно отечественное, а не собранное в Китае, а также проверить его на соответствие критериям. Плюс нужно понимать, что в телекоме используется сложное оборудование, в которое входят ПО, процессоры, микросхемы, дизайн; какие-то решения, как эта микросхема работает. Поэтому невозможно сразу на таком сложном поле сказать, что все будет российское. Поэтому мы идем по «мягкому» пути.
Олег Сальманов, редактор отдела «Технологии/телекоммуникации» «Ведомостей»: Есть ощущение, что сейчас путь к импортозамещению входит в противоречие с поддержкой отрасли в кризис. С одной стороны, импортное оборудование дорожает из-за падения курса рубля, с другой – на него увеличиваются пошлины. Соответственно, для операторов оно становится еще дороже. При этом увеличились пошлины на те же базовые станции, хотя очевидно, что российского оборудования сейчас нет и оно вряд ли в обозримом будущем появится.
Михаил Быковский: Снижение или повышение пошлин не находится в компетенции Минкомсвязи. Честно говоря, я впервые слышу, что проблема в пошлинах. Мы состоим в диалоге с рынком. И если коллеги к нам придут и скажут: «Завтра урежьте нам пошлины на 5%, это даст снижение стоимости, снижение тарифов, мы привезем больше оборудования, больше заплатим налогов», то мы попробуем в этом направлении начать работу. В кризис все живут в условиях кризиса. Конечно, это бьет определенным образом по операторам. Но у нас же меры направлены на снижение именно стоимости развертывания сетей. Поэтому тут, наверное, будет определенная компенсация за счет совместного использования оборудования, совместного использования частот, которое мы планируем. Надеемся, что до конца года это тоже станет возможно. Пожалуйста, поймите, мы не можем компенсировать операторам стоимость оборудования ни из бюджета, ни откуда-либо еще. Поэтому мы работаем другими инструментами. Мы удешевляем стройку, и оборудование можно закупать совместно и совместно его использовать. Нам кажется, что это гораздо более эффективные меры, чем какая-то прямая поддержка.