Цены тормозят авторынок

Покупатели ждут снижения цен на автомобили/ Д. Гришкин/ Ведомости

Объем российского рынка новых легковых автомобилей в апреле составил 110 620 новых автомобилей – это на 49% меньше, чем в апреле 2014 г., сообщило аналитическое агентство «Автостат» (учитывает регистрации только легковых автомобилей). За январь – апрель 2015 г., по этим подсчетам, рынок упал вдвое до 386 009 шт. Ассоциация европейского бизнеса представит свои данные по продажам автомобилей в апреле на следующей неделе.

Лидером на российском рынке в апреле осталась Lada, свидетельствуют данные «Автостата». Продажи марки за месяц сократились на 36,7% до 20 450 автомобилей. На втором месте – Kia (11 709 шт.; -37,1%), Hyundai (9630 шт.; -44,8%) заняла третью строчку (подробнее см. график).

Провал в апреле был ожидаем, говорит менеджер крупного дилерского холдинга: рубль начал укрепляться и покупатели ждали снижения цен.

Ford, например, уже начал корректировать цены для вхождения в программу льготного автокредитования и его падение замедлилось, отмечает собеседник «Ведомостей». В апреле количество заключенных контрактов по автомобилям Ford выросло в 1,5 раза по сравнению с мартом. Но продажи марки до этого сильно упали из-за резкого подорожания и сейчас речь идет лишь об их восстановлении, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

По данным «Автостата», продажи Ford в апреле сократились на 52% до 2448 автомобилей. В последние пару месяцев продажи бренда сокращались примерно на 70%.

Улучшилась динамика и у Opel с Chevrolet: их продажи сократились на 56,2 и 67,4% до 2832 и 4206 шт. соответственно. После повышения цен примерно на 50% в прошлом году продажи этих марок падали более чем на 70%.

GM, готовящаяся законсервировать с июня завод в России и прекратить с 2016 г. официальные продажи массовых моделей Opel и Chevrolet, распродает складские запасы со скидками до 35%. Акция продлена до 31 мая, она включает и некоторые модели 2015 года выпуска. Какая часть запасов в стране уже распродана – представитель GM не раскрывает, но замечает, что продажи лучше, чем ожидали в компании. «При сохранении таких темпов запасы [массовых моделей в России] закончатся раньше конца года», – говорил он ранее «Ведомостям». Скидки немного расшевелили продажи автомобилей этих марок, но нельзя сказать, что их расхватывают, говорит дилер GM.

Вчера представитель GM не ответил на звонок «Ведомостей».

Пока не дали мощного эффекта и программы льготного автокредитования и лизинга, но они только набирают обороты и в дальнейшем помогут рынку, уверен один из дилеров. Формально обе программы действуют уже в течение месяца, но фактически лизинговые компании начали продавать по программе автомобили около недели назад, говорит менеджер одной из лизинговых компаний: надо было подать заявку в Минпромторг, автоматизировать процессы, обучить колл-центры и т. д. Но клиенты стали намного охотнее принимать условия лизинга, так как программа облегчила самую тяжелую для них часть – первоначальный взнос, утверждает вице-президент «Европлана» Александр Михайлов.

Государственная поддержка позитивно повлияла на рынок, но она стимулирует прежде всего продажи доступных автомобилей, указывает Луковецкая из «Рольфа».

Программа льготного автокредитования позволяет приобрести автомобили любого типа стоимостью до 1 млн руб. Ставка кредита не должна превышать ключевую ставку ЦБ на 10 п. п., т. е. сейчас это не более 22,5%. Из бюджета банкам будет компенсировано две трети ключевой ставки. Это поможет привлечь новых покупателей, которым будет продано в 2015 г. около 200 000 автомобилей всех типов, и вернет клиентов в банки, надеется Минпромторг.

С 1 по 12 апреля одобрено 14 300 заявок по льготному автокредитованию, сообщала ранее пресс-служба Минпромторга, вчера на запрос «Ведомостей» она не ответила.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"