Правительство одобрило частичную легализацию параллельного импорта

Конкретный перечень продукции будет подготовлен к концу мая
Лекарствам открыт параллельный вход в Россию
Лекарствам открыт параллельный вход в Россию / Mark Blinch / REUTERS

На совещании у Дмитрия Медведева (протокол есть у «Ведомостей») правительство одобрило параллельный импорт нескольких категорий товаров. До 22 мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития, Минздрав, Минпромторг и Федеральная таможенная служба (ФТС) должны составить списки товаров, пригодных для параллельного импорта, к 30 мая предъявить их первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

До 16 июля ФАС и Минэкономразвития проведут консультации о параллельном импорте с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Консультации по некоторым товарам, в числе которых медицинские изделия, лекарства и автозапчасти, с ЕЭК уже ведутся, рассказал федеральный чиновник. ЕЭК может принять решение о параллельном импорте некоторых товаров к 2016 г., говорил министр экономики и финансовой политики ЕЭК Тимур Сулейменов.

Подготовка к переходу на параллельный импорт лекарств, автозапчастей и медицинского оборудования уже начата, знает другой чиновник, если все пройдет удачно, правительство может начать обсуждать параллельный импорт парфюмерии и бытовой электроники, но о снятии ограничений на них речи пока не идет, знает участник совещания у Медведева. Представитель ФАС не смог предоставить комментарии, представитель Минэкономразвития не ответил.

Первоначально будет применяться международный принцип исчерпания прав на товарные знаки, но с учетом соблюдения интересов потребителей и инвесторов ЕАЭС, говорится в протоколе. Ранее бизнес выступал за сохранение регионального принципа: если товар ввезен в одну страну Таможенного союза, его можно свободно перепродавать в другие страны союза, не спрашивая разрешения правообладателя.

Едут миллиарды

По данным ФТС, в 2014 г. лекарств в Россию было ввезено на $7,7 млрд, автозапчастей – на $7,8 млрд.

ФАС, напротив, давно выступает за переход именно на международный принцип, когда права на товарный знак исчерпываются при первом ввозе товара на территорию любого государства.

На совещании Медведев заявлял, что легализация параллельного импорта могла бы стать антикризисной мерой и способствовать снижению цен. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на прошлой неделе высказывал иное мнение: легализация параллельного импорта не станет гарантией снижения цены (здесь и далее – его цитаты по ТАСС). Этот вопрос нужно обсуждать отдельно для разных отраслей; кроме того, без должного контроля Россия может столкнуться с проблемой контрафакта, предупредил Мантуров.

Легализация параллельного импорта, да еще по отдельным категориям товаров и из отдельных категорий стран приведет к колоссальному росту коррупционных рисков на таможне, согласен с министром член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов, а разные правовые режимы для разных товаров создадут правовую неопределенность. Сокращения инвестиций в локализацию производства в России избежать не удастся, уверен он, создан опасный прецедент, инвестор будет знать, что если не сегодня, то завтра его продукция может попасть в «легализованный» список. Производитель не сможет гарантировать качество изделий, контролировать условия поставки и хранения, опасается представитель Ассоциации международных производителей медицинских изделий.

Разрешение параллельного импорта в среднем приведет к сокращению выручки компаний на 20–25%, предупреждает сотрудник дистрибуторской компании. Как надеется ФАС, легализация позволит снизить цены минимум на 20%. По подсчетам ЕЭК, отмена запрета на параллельный импорт позволит снизить цену импортных брендовых автозапчастей на 60–80%, парфюмерии – на 20–60%, автокресел – максимум на 50%. По оценке менеджера дилерской компании, параллельный импорт действительно снизит цену на автозапчасти максимум на 50%, так как в цене, которую устанавливают производители, заложены расходы на работу в стране. В среднем цены на автозапчасти у официальных дистрибуторов после девальвации рубля выросли на 40–50%, рассказывает сотрудник дилерской компании, доля контрафактной продукции – около 30%.