ФАС предлагает усилить контроль за иностранными инвестициями

Любые инвестиции иностранцев могут потребовать согласования, если так решат президент или премьер
Предложенная антимонопольной службой норма может коснуться буквально любой сделки с участием иностранного инвестора
Предложенная антимонопольной службой норма может коснуться буквально любой сделки с участием иностранного инвестора / А. Махонин / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает усилить контроль за иностранными инвестициями. Случаев, когда для сделки потребуется согласование правительства, может стать значительно больше, следует из проекта поправок, подготовленных ФАС (документ опубликован на портале regulation.gov.ru).

Сейчас согласование правительственной комиссии требуется для сделок, по совершении которых иностранный инвестор получит контроль над 25% российской компании, работающей в одной из стратегических отраслей, или приобретает имущество такой компании на сумму свыше 25% балансовой стоимости ее активов. Подробный перечень отраслей, имеющих стратегическое значение, содержится в законе об иностранных инвестициях в стратегические отрасли (см. врез).

Стратегические занятия

В действующий список стратегических отраслей среди прочего входит теле- и радиовещание, выпуск печатных СМИ и полиграфической продукции. Всего в перечне 45 позиций, в основном связанных с оборонным производством, продукцией двойного назначения, транспортом и связью.

ФАС предлагает предусмотреть новые основания для предварительной проверки сделки в законе об иностранных инвестициях. Согласно проекту поправок сделка иностранного инвестора в отношении российской компании может подлежать предварительному согласованию, если она имеет особое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Решение об этом будет принимать президент или председатель правительственной комиссии по иностранным инвестициям – сейчас это Дмитрий Медведев.

В нынешней формулировке норма может коснуться любой сделки – вне зависимости от доли, которую приобретает иностранный инвестор, или отрасли, в которой работает интересующая его российская компания, объясняет партнер Goltsblat BLP Николай Вознесенский.

Нигде не сказано, что именно имеет особое значение для обороны и безопасности России, и трактовать это понятие можно довольно широко, констатирует он.

Определять, какие именно сделки имеют особое значение для обороны и безопасности и, следовательно, требуют согласования, смогут два человека – президент и премьер, подчеркивает замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

Если будут приняты поправки ФАС, никакой дополнительной неопределенности для инвесторов не возникнет, настаивает Цыганов: понятно, кто и по каким критериям принимает решение.

Аналогичный порядок существует, например, в США и Германии, сообщает партнер King & Spalding Илья Рачков: критерии для иностранных инвестиций, которые требуют предварительного согласования, там также достаточно размытые и многое отдано на откуп исполнительной власти.

Другое дело, что в международной практике не возникает таких проблем с правоприменением, указывает бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков: «Интересно, как наша антимонопольная служба, которая в погоне за улучшением конкуренции убила ее, будет толковать и применять эту норму». Усиливается механизм ручного управления, происходит откат от четко определенных норм к абстрактным – эта неопределенность всегда хуже для инвесторов, продолжает Беляков, для них всегда первый вопрос – будет ли сделка согласовываться правительством и сейчас они хотя бы более или менее могут это определить. Если были случаи, когда сделка не подпадала под формальные критерии для согласования, но содержала угрозу безопасности России, тогда законопроект можно обсуждать, но пускай ФАС назовет такие случаи, а если не было, то и оснований принимать такие поправки нет, заключает Беляков.

«В условиях, когда иностранные инвесторы и так испытывают сложности с вложениями в Россию, создавать дополнительные препятствия неправильно», – считает топ-менеджер крупного инвестфонда. Понятно, что есть исключения, которые требуют особого внимания, но системно ФАС должна думать, как, наоборот, упростить процедуру инвестирования в страну, уверен собеседник «Ведомостей».

Все понимают, что при покупке ключевых активов все равно проходят согласования на высшем уровне, указывает Вознесенский, теперь это может быть зафиксировано и в законе. Но скорее всего эта норма будет применяться достаточно редко – для исключительных случаев, считает он: проводить каждую сделку через правительственную комиссию просто нереально.

Сделки, имеющие особое значение для обороны и безопасности, о которых идет речь в поправках, нужно будет согласовывать по той же процедуре, которая действует при покупке доли в компании из стратегической отрасли: инвестор должен подать ходатайство в ФАС, служба проверяет его на соответствие всем формальным требованиям, затем заявку рассматривает правительственная комиссия по иностранным инвестициям под руководством премьер-министра. За шесть лет правоприменения закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли правительственная комиссия рассмотрела 177 ходатайств, 169 из них были согласованы, сообщала ФАС в конце прошлого года.