Инвесторы смогут запускать государственно-частные проекты без конкурса
Бизнес готов воспользоваться новым механизмом, но видит рискиС 1 мая вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: теперь сами инвесторы могут выступить с инициативой государственно-частного проекта (ГЧП) и запустить проект без конкурса. Эта возможность появилась благодаря поправкам в закон о концессиях, принятым летом прошлого года.
Для этого инвестор должен подготовить предложение по специальной форме и разработать проект концессионного соглашения. Чиновникам дается 30 дней на принятие решения, нужен ли проект и есть ли у государства необходимые ресурсы. У других инвесторов будет возможность посоревноваться за проект – объявление об одобренной инициативе должно быть опубликовано на сайте torgi.gov.ru. Если за 45 дней других желающих не найдется, соглашение будет заключено с инициатором проекта. Если же конкуренты появятся, будет проведен двухэтапный конкурс в соответствии с требованиями закона о концессиях.
По замыслу Минэкономразвития новый механизм частной инициативы позволит запускать больше концессий – прежде всего средних и малых проектов на региональном уровне. «Заниматься ГЧП готовы далеко не все регионы, будет непросто, но другого пути нет», – замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова.
В Ленинградской области есть пилотный проект в теплоснабжении, который может быть запущен через частную инициативу, рассказывает вице-губернатор Дмитрий Ялов. Решили попробовать, потому что проект надо запустить в сжатые сроки, рассказывает он. «Но на применение частной инициативы в массовом порядке мы пока не ориентируемся», – продолжает Ялов. Подготовка проекта требует высокой квалификации инициатора, а качественно проанализировать предложение за 30 дней будет практически нереально, отмечает он. К тому же на рынке объективные проблемы с финансированием проектов ГЧП, их частной инициативой не решишь, заключает Ялов.
Бизнес заинтересовался механизмом, показал опрос, проведенный Vegas Lex и Центром развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития: 57% опрошенных участников рынка согласились, что у нового механизма большой потенциал. Правда, 85% указали, что процедура частной инициативы нуждается в дальнейшей регламентации.
Пока частная инициатива вызывает много вопросов, признает сотрудник крупной строительной компании. Основная проблема – отсутствие гарантий для того, кто подготовил предложение. Компания потратит время и деньги на разработку проекта концессионного соглашения, но если конкурс все-таки будет проведен, то ни преимуществ на нем, ни возможности компенсировать расходы в случае проигрыша закон не предоставляет, объясняет он.
К тому же ни инвестор, ни государство не защищены от недобросовестных заявителей, которые без труда смогут вмешаться в проект практически в один клик на сайте torgi.gov.ru, продолжает Иванова. Финансовое обеспечение заявки законом не предусмотрено: достаточно предоставить письмо от банка о возможности профинансировать не менее 5% капзатрат по проекту. Но требований к банкам в случае с частной инициативой нет, продолжает Иванова: такое письмо можно получить в мелком банке, и реальных обязательств по финансированию не будет. «Все это может девальвировать инструмент», – заключает она.
В большинстве стран, где для проектов ГЧП предусмотрена частная инициатива, конкурс проводится в обязательном порядке, говорится в исследовании Vegas Lex и Центра развития ГЧП, зато инициатору нередко предоставляются преимущества (см. таблицу). Без возможности компенсировать расходы или иметь преимущества на конкурсе частная инициатива будет интересна лишь тем инвесторам, у которых есть неформальные договоренности с государственным партнером, опасается сотрудник компании, участвующей в концессионных проектах: а это развитию рынка ГЧП не поможет.
Хотя механизм рассчитан прежде всего на регионы, не исключено, что частную инициативу попытаются использовать и инвесторы, интересующиеся крупными проектами на федеральном уровне, – просто чтобы сэкономить время и обойти конкурс, отмечает Иванова: «Получится, что частная инициатива станет даже не альтернативой конкурсу, а альтернативой отдельному решению правительства о назначении единственного концессионера». Прецедент назначения единственного концессионера уже есть: в прошлом году решением правительства концессионный проект по созданию и обслуживанию системы взимания платы с грузовиков был без конкурса поручен «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) – на тот момент структуре госкорпорации «Ростех». Когда обсуждалось, как именно оформить назначение РТИТС, было и предложение дождаться мая и воспользоваться частной инициативой, рассказывал один из участников обсуждения.