Самыми перспективными политиками квартала стали депутаты и чиновники, полагают прокремлевские эксперты
А главными федеральными темами – кризис, Украина и КрымБлизкий к Кремлю фонд ИСЭПИ представил четвертый выпуск «Рейтинга-2016», в котором анализируется активность и эффективность политиков и общественных деятелей с прицелом на выборы в Госдуму 2016 г. Главным трендом отчетного периода (с февраля по апрель) на федеральном уровне стала экономика (антикризисный план правительства, поправки в бюджет), с чем были связаны основные изменения в рейтинге, поясняют авторы исследования.
Возглавил рейтинг секретарь Общественной палаты Александр Бречалов: эксперты особо отметили его усилия по поддержке социально ориентированных НКО. Занявший второе место бизнес-омбудсмен Борис Титов отличился мерами по защите бизнеса в период кризиса. Третью позицию занял председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, ставший за последний месяц, по мнению ИСЭПИ, «ключевой фигурой парламентской политики». Лидер предыдущего рейтинга, председатель комитета Госдумы по труду Ольга Баталина, опустилась на четвертое место, хотя, как полагают эксперты, по-прежнему эффективно отстаивает в Думе шаги по социальной поддержке населения. На пятое место взлетел писатель Захар Прилепин, который «хорошо вписывается в запрос на новых харизматичных «властителей дум», сохраняющийся в консервативной части общества после украинских событий», говорится в исследовании. На волне празднования годовщины присоединения Крыма в топ-10 впервые поднялись два его представителя – глава республики Сергей Аксенов и прокурор Наталья Полонская. А депутат Павел Крашенинников попал в десятку благодаря объявленной Госдумой амнистии.
У депутатов, оказавшихся на последующих местах рейтинга, отношение к этому исследованию двойственное. «Рейтинг – это индикатор того, как строится твоя публичная деятельность, но я работаю не для рейтингов, а просто делаю то, что считаю нужным», – говорит Ярослав Нилов (ЛДПР, 19-е место). Хотя иногда, по его словам, с помощью рейтинга проще ориентироваться в понимании политического процесса. Валерий Рашкин (КПРФ, 32) признался, что знакомится со всеми подобными данными, но доверяет только собственным рейтингам КПРФ: «Все остальное слишком политизировано, а нас интересует объективный результат. Попадание в этот рейтинг означает, что политик заметен, но с какой стороны его хотят показать – вопрос». А эсер Александр Бурков (21) обращает внимание на присутствие в рейтинге ИСЭПИ очень разнонаправленных политиков: «Наверное, есть определенная погрешность, когда сравнивают деятельность власти и оппозиционной партии, которые используют разные инструменты и имеют разные возможности. Например, Андрей Макаров проделал большую работу в принятии бюджета, но он далек от народа».
У составителей рейтинга такой подход – они оценивают тех, кто работает с общественно-значимой повесткой на расширение своего электората, поэтому радикальная оппозиция либо в нем не представлена, либо стагнирует, объясняет политолог Евгений Минченко: «Но в списке есть Елизавета Глинка, не имеющая партийной принадлежности, и Прилепин, выполняющий роль Лимонова версии 2.0. Хотя у тех, кто имеет доступ к медиа и к решениям, влияющим на жизнь большого количества людей, определенно есть фора». По мнению эксперта, свежих лиц в рейтинге стоит ждать в октябре, после волны региональных выборов.