Офисы-трансформеры

Важно определить, что конкретно компания ждет от новой рабочей среды – и не только с позиции топ-менеджеров, но и руководителей среднего звена и обычных сотрудников. Например, совет директоров принимает решение, что офис должен быть пригоден к эксплуатации не менее 15 лет без каких-либо реноваций и дополнительных инвестиций, – для архитектора это означает, что пространство должно быть супергибким и модифицируемым. Руководители среднего звена предполагают, что численность персонала на протяжении этих лет будет то уменьшаться, то увеличиваться, соответственно, интерьер не может быть спланирован по принципу «каждому отделу свое пространство», занимаемая площадь должна быть универсальной, не разделенной на отсеки. При таком подходе исполнители больше не привязаны каждый к своему столу. Но, может быть, это и неплохо? Рассаживаясь каждый день по разным рабочим местам, сотрудники откроют для себя новые знания и навыки, начнут активнее задействовать другие помещения (например, кухонные зоны и проч.). Как результат, в коллективе сформируются новые социальные связи. Когда мы согласуем цели всех уровней в организации, мы гарантированно сможем сократить занимаемые площади, затраты на строительные работы и оснащение офиса. Да, в каждом офисе есть люди, которые не особо рады предстоящим изменениям. Они искренне привязаны к своим рабочим местам с любимыми вещами на столе и родной фотографией на стене. Обычно мы говорим таким сотрудникам: «Отдайте нам свой стол и рабочее кресло – и взамен мы вам вернем все здание, целиком».

Долгое время наиболее гибким дизайнерским решением считались open-space офисы с рабочими местами в виде выгороженных отсеков-кубиков. Но сейчас талантливые и высококвалифицированные сотрудники не хотят сидеть в «клетках». Им хочется иметь возможность эффективно, сосредоточенно работать, оставаясь в контакте с окружающими. Поэтому мы предлагаем добавлять в офисы несколько настоящих кафе – как места и для встреч, и для приватной работы. В одном из проектов мы разработали пространство, которое назвали «креативной лабораторией». В нем в некоторой степени смешаны работа и частная жизнь. Для людей с нефиксированным рабочим графиком устроили нескольких спортивных и игровых зон, музыкальных площадок и настоящих зон отдыха. Сделали многое для того, чтобы люди чувствовали себя как дома. Вы думаете, персонал расслабился и перестал работать? Напротив. Сотрудники стали оставаться в офисе дольше, снизился уровень стресса и внешнего давления, работать оказалось легче и комфортнее. Это кажется баловством, заигрыванием с персоналом, но мы убедились, что взамен компания получила более высокую продуктивность и лояльность персонала, спокойную и дружелюбную атмосферу, лучшие экономические показатели бизнеса.

Я думаю, что нынешнее молодое поколение скоро «похоронит» офис в привычном его понимании. Эти юные создания растут со смартфоном, планшетом, игровой консолью в руках, вовлекая в свои игры весь мир. Рабочие процессы в будущем будут простираться далеко за пределы стен офиса. Люди и технологии соединяются так быстро, что окружающая среда с каждой минутой становится все умнее и сложнее. Молодое поколение уже весь город использует как личный офис. Работа, встречи, консультации, развитие новых связей – все это происходит на цифровых устройствах, в любом месте, где им заблагорассудится. И, понимая это, что можно сказать о будущем офиса? Если компании хотят заполучить к себе это дерзкое поколение, им придется создавать экстраординарные пространства. Рабочие интерьеры будут технологически развиваться, параллельно «очеловечиваясь». Я не думаю, что командный формат работы (а это как раз то, для чего нужны офисы) исчерпает себя: каждый любит быть частью чего-то – группы, компании, общества. Но некий микс корпоративного бренда, привлекательного пространства и удобных внутренних сервисов сможет обеспечить или еще более укрепить связь между компанией и ее сотрудниками.

Автор – владелец нидерландского архбюро C4ID interior architects